Блог / Гравюры из фильма «Девятые врата»
27 мая 2020
Я уже делал заметку о фильме Романа Полански «Девятые врата», но решил поговорить о нём снова. Сегодня хочу чуть подробнее рассмотреть девять гравюр, вокруг которых закручен сюжет фильма. Как я уже отмечал в прошлой своей заметке, в фильм Полански эти гравюры попали из романа «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» Артуро Переса-Реверте, по мотивам которого фильм и снят.
По сюжету, девять гравюр приведённых в труде «Книга о девяти вратах в Царство теней» изданном Аристидом Торкьией в 1666 году, воспроизводят гравюры из «Delomelanicon» — более раннего издания, авторство которого приписывают самому Сатане. Эти гравюры — адские загадки, разгадав которые, можно вызвать князя тьмы. Давайте сравним гравюры, показанные в фильме, с гравюрами, приведёнными в оригинальном романе Артуро Переса-Реверте. Я заметил, что для своего фильма Полански изменил некоторые из этих гравюр. Зачем? Возможно, чтобы сильнее завязать их на конкретных персонажей своего фильма. Сразу оговорюсь, что для сравнения не буду подбирать «истинные» (с точки зрения сюжета) гравюры, а возьму произвольный набор изображений из романа и сравню с аналогичными по номеру гравюрами из тех, что показаны в фильме.
Итак, начну с титульного листа книги.
Титульный лист в фильме.
Титул в фильме (слева) и в романе (справа).
Если немного приглядеться, то можно заметить, что в фильме кусающая себя за хвост змея обвивает ствол дерева несколько иначе, образуя при этом три своеобразных кольца. Также немного другая форма облака и кроны дерева.
Гравюра I — Никто, сражающийся не по правилам, этого не достигнет.
NEM. PERV. T QUI N. N LEG. CERT. RIT — NEMO PERVENIT QUI NON LEGITIME CERTAVERIT
Гравюра в фильме.
Сама гравюра не отличается, но в экземпляре Балкана отличается её название: вместо «NEM. PERV.T WVI N.N LEG. CERT.RIT» написано «SI. VM E.T A.V. VM» — молчание золото (SILENTIUM EST AUREUM).
Гравюра II — Открывают запертое.
CLAUS. РАТ.Т. — CLAUSAE PATENT
Гравюра в фильме.
Не отличается.
Гравюра III — Изроненное слово да сохранит тайну.
VERB. D.SVM CST ARCAN — VERBUM DIMISSUM CUSTODIAT ARCANUM
Гравюра в фильме.
Лучник крупно.
Лучник в фильме (слева) и лучник в романе (справа).
Изменена голова стрельца. Как я понимаю, это голова одного из братьев переплётчиков, которые и объясняют Корсо эту гравюру. Хотя, я могу ошибаться. На отсутствие в колчане стрелы не обращаем внимания, т. к. гравюра с пустым колчаном «ложная».
Гравюра IIII — Судьба не одинакова для всех.
FOR. N.N OMN. A.QVE — FORTUNA NON OMNIBUS AEQUE
Гравюра в фильме.
Не отличается.
Гравюра V — Тщетно.
FR.ST.A — FRUSTRA
Гравюра в фильме.
Не отличается.
Гравюра VI — Обагащаюсь смертью.
DIT.SCO M.R. — DITESCO MORI
Гравюра в фильме.
Не отличается.
Гравюра VII — Ученик превосходит учителя.
DIS.S P.TI.R M. — DISCIPULUS POTIOR MAGISTRO
Гравюра в фильме.
Не отличается. На цвет шахматной доски не обращаем внимания, т.к. гравюра с белой доской «ложная».
Гравюра VIII — Добродетель лежит побеждённая.
VIC. I.T. VIR. — VICTA IACET VIRTUS
Гравюра в фильме.
Гравюра в фильме (голова крупно).
Гравюра в фильме (слева) и в романе (справа).
Отличается существенно. Женщина, стоящая на коленях, в фильме заменена на мужчину и изменена голова человека в доспехах. Кроме этого, вместо меча у человека в доспехах в руках палица или дубина. Изменённые головы и пол фигур на гравюре, видимо, должны как-то ассоциироваться с конкретными персонажами фильма. Я не понял, какие персонажи имеются в виду.
Гравюра VIIII — Теперь я знаю, что из тьмы идет свет.
N.NC. SCO TEN.BR LVX — NUNC SCIO TENEBRIS LUX
Гравюра в фильме.
Гравюра в фильме (слева) и в романе (справа).
Последнюю гравюру Полански тоже не обошёл особым вниманием. Изменена голова (причёска и лицо) женщины сидящей на драконе, её рука поднята вверх, отсутствует луна у живота и изменён замок (крепость). Понятно, что внешность девушки изменена для того, чтобы сделать её больше похожей на героиню Эмманюэль Сенье (в титрах фильма персонаж назван «The Girl»).
В связи с этой гравюрой, я заметил в фильме небольшой ляп. Когда Корсо сидит в библиотеке и книга у него раскрыта как раз на этой гравюре, можно заметить что гравюра идентична оригинальной гравюре из романа.
Гравюра на общем плане.
Гравюра в фильме на общем плане (слева), гравюра из романа (в центре) и та же гравюра в фильме крупным планом (справа).
Мистика :)
Ну и напоследок, поговорим о «правильной» версии девятой гравюры. Как известно, все три варианта этой гравюры оказались «ложными». Роман на этом и заканчивается: Корсо получает «такого дьявола, какого заслуживает», а Варо Борха... не получает того чего не заслуживает. Но Полански сильно поменял концовку истории и ввёл ещё одну девятую гравюру — «истинную», и она очень сильно отличается от трёх других экземпляров: причёска и лицо девушки, поднятая рука, отсутствует луна, другой замок (крепость), ночь, звезда.
«Правильная» девятая гравюра (по версии Полански).
Девушка крупным планом.
Звезда крупным планом.
Если у вас есть свои мысли касательно этих гравюр — напишите об этом в комментариях :)
P.S. — Названия гравюр и перевод этих названий с латыни подсмотрел здесь.
P.P.S. — первоначально данный пост был опубликован на моём канале на Яндекс Дзене 27 мая 2020 года.
P.P.P.S. — В связи с тем, что я решил удалить свой канал на Яндекс Дзене, я перенёс все комментарии касательно заметки из Дзена в этот пост (коменатрии с 22 января по 21 марта 2021).
Читайте также:
Комментарии посетителей (105):
Пора доделывать и печатать три экземпляра много пришлось покопаться в инете чтобы сделать копию
Замечательно :) Но меня всё таки смущает сама идея смешивания книги Торкьи с излияниями ЛаВея :) Но L.F. вам судья :))))))
Но других книг нет именно про LF вся черная магия построена на молитвах богу не подходит в мою версию входит сатанинская библия сатанинские ритуалы и записная книжка дьявола
Все таки подписи спрятаны на ксилографиях читаем ниже )
Но и это, как оказалось, было не все. Лупа помогла обнаружить новые сюрпризы. Марки гравера, хитроумно спрятанные на ксило-графиях, давали еще один тонкий след: и в том и в другом экзем-пляре на картинке со стариком «А. Т.» – то есть Аристид Торкья – фигурировал лишь как «sculptor», и только во Втором экземпляре – разом и как «sculptor», и как «inventor». На Первом же стояла другая подпись – «L. F.», о чем братья Сениса и предупреждали охот-ника за книгами. То же самое он разглядел еще на четырех гравю-рах. Из чего следовало: все гравюры были вырезаны на дереве са-мим печатником, но вот рисунки, которые он копировал, принад-лежали другому лицу. Иными словами, речь шла не о подделке, выполненной в ту же эпоху, и не об апокрифе. Это сам печатник Торкья, «с привилегией и с позволения вышестоящих», внес изме-нения в собственное творение, следуя определенному плану – сво-им именем он подписывал те иллюстрации, что сам же и изменил, чтобы отличить от тех, чьим автором был «L. F.». Остался только один экземпляр, признался он палачам. На самом деле сохранилось три; правда, существовал еще и некий ключ, с помощью которого их, по всей видимости, можно было превратить в один. Но тайну, как это сделать, печатник унес с собой на костер.
Торкия делонамикон ведь воспроизвел как девять врат в фильме и в романе это говориться а я библию Лавея так что как то так )
Мне просто показалось странным приводить истампы из Деломеланикона иллюстрациями к ЛаВеевским текстам, учитывая каких каках ЛаВей накидал на все (за редким исключением) доЛаВеевские книги касательно сатанизма :) Или я не правильно понял ЛаВеевские потуги?
Почитая Лавея там много схожего с романом число 9 а ни 6 есть число Люцифера и не только На самом то деле книга вымышленная 9 врат а лавеевский текст в самый раз ритуалы вызывать Дьявола про врата говориться и год открытия церкви Сатаны 1999г у Торкия все произошло в 1666 г много там схожего. Дорого мне обходиться кожаный переплет а так же будет три книги для коллекции вот такой будет переплет толька кожа будет черной как описано в романе
Да, сама идея забавная :) Когда закончите, ждём фото всех трёх книг :)
Да конечно скину как все будет готово потом по плану шкатулка Лемаршана восставший из ада )
кстати две книги на продажу будут
"Изменённые головы и пол фигур на гравюре, видимо, должны как-то ассоциироваться с конкретными персонажами фильма. Я не понял, какие персонажи имеются в виду".
Пересмотрите момент, когда Болкан в крепости молится: он стоит на коленях и сложил руки, почти как монах на гравюре в фильме. Подпись тоже соответствует: Болкан имеет сатанинскую добродетель (грехи гордыни и убийства, вероятно, некоторые другие тоже присутствуют), и он повержен.
2Джедайт: а ведь Вы правы!!! Ещё одна загадка гравюр разгадана! 👍
"На цвет шахматной доски не обращаем внимания, т.к. гравюра с белой доской «ложная»."
Правда? :-) Посмотрите внимательнее на то, кем она подписана (подпись расположена в левом нижнем углу гравюры между двух крайних складок мантии). К сожалению, скриншот не очень хорошего качества, но вот на гравюре с чёрной доской подпись "АТ" видна лучше. Из чего следует, что белая доска нарисована на гравюре Люцифера.
Вы сравнивали гравюры из книги и из фильма, значит, имели в виду обе гравюры. Гравюра с чёрной доской, вероятно, взята из книги (подписи там нет). А вот гравюра с белой доской взята из фильма, о чём свидетельствует палец баронессы на скриншоте (и наличие подписи "LCF", которая, правда, плохо видна). Поэтому утверждение о "ложности" гравюры с белой доской я отнёс именно к гравюре из фильма, а не из книги. Ваша мысль теперь понятна, надо бы просто уточнить формулировку в тексте заметки ;-) Можете конкретно на меня не ссылаться (не исключено, что какие-то другие люди заметили это раньше меня, но не написали, так что на авторство я не претендую), а написать просто "Как подсказал один читатель". И по поводу сходства восьмой гравюры с Болканом - тоже.