Блог / Подглядывание за солнцем: пробуем съёмку соларографии на фотобумагу
10 января 2023
Итак, после своих плёночных мытарств на тему соларографии, я таки решил попробовать соларографию классическую, в которой съёмка производится на фотобумагу. Для тех кто не следит за моими публикациями, напомню, что предпринятую мной попытку снять солнечные треки на цветную негативную плёнку хоть и нельзя назвать неудачной, но тем не менее, каких-то очень уж выдающихся результатов она тоже не показала, в частности из-за узкого динамического диапазона самой плёнки.
Суть технологии
Те кто когда-нибудь работал с фотобумагой, скорее всего в курсе, что её фотоэмульсия темнеет на свету даже без проявки, формируя на поверхности бумаги явное (не скрытое) изображение, плотность которого зависит от количества попадающего на поверхность фотобумаги света. Таким образом фотобумагу можно использовать в качестве сверхслабочувствительного фотоматериала, хорошо переносящего сильные локальные пересветы (в определённой степени тут, наверное, можно говорить об очень широком динамическом диапазоне такого фотоматериала — если я не прав, то поправьте меня в комментариях). Кроме того, не смотря на то, что мы тут говорим о чёрно-белой фотобумаге, итоговые снимки могут получиться в некотором смысле цветными. Конечно, эти цвета не имеют прямого отношения к реальным цветам объектов попавших в кадр, а обусловлены оптическими свойствами коллоидных частиц серебра в эмульсионном слое фотобумаги.
К недостаткам такого использования фотобумаги следует отнести то, что полученное изображение не фиксируется, поэтому его не получится повесить на стену, т.к. со временем на свету вся поверхность снимка потемнеет и изображение будет утрачено. Поэтому после экспонирования полученную фотографию нужно либо отсканировать на планшетном сканере, либо просто переснять цифровым фотоаппаратом.
Конструируем обскуру
Ну, раз уж я снимаю на фотобумагу, то мне ничего не мешает сделать обскуру под огромный формат кадра (даже больше чем 9×12 см). Нашёл дома картонную коробку из под обуви размером 300 мм × 150 мм × 100 мм — подходящий претендент для корпуса камеры.
Жаль что коробка немного узковата для формата 18×24 см, но не страшно — просто немного подрежу лист фотобумаги до размера 15×24 см.
Немного поигравшись со своим онлайн калькулятором для вычисления углового поля объектива (см. тут), подобрал подходящее на мой взгляд фокусное расстояние обскуры для съёмки соларографии (главный принцип — чтобы угловое поле было пошире).
Ну, а мой онлайн калькулятор для расчёта параметров обскуры (см. тут), помог мне без труда рассчитать оптимальный диаметр отверстия камеры.
Коробку, чтобы она соответствовала выбранному мной фокусному расстоянию, мне пришлось подрезать по высоте до 80 мм.
Снаружи и саму коробку, и крышку от неё я обклеил сначала фольгой, чтобы дополнительно защитить её содержимое от проникновения света и от перегрева на солнце, а затем обычным широким скотчем, для защиты коробки от влаги, и фольги от повреждения пернатыми.
Чтобы избежать снижения контраста итогового снимка и бликов из-за внутренних переотражений света, внутри коробки стенки обклеил бархатной чёрной бумагой.
По центру крышки прорезал отверстие размером приблизительно 2×2 см, которое заклеил фольгой, в которой иглой проделал отверстие в соответствии с расчётом выше.
Камера готова!
При красном фонаре к дну коробки прикрепил фотобумагу (эмульсией кверху), закрыл крышку, замотал щель крышки фольгой и заклеил скотчем. Отверстие, выполняющее роль объектива, заклеил непрозрачной бумажкой, которую удалил в момент начала экспонирования соларографии (после установки обскуры на место съёмки).
26 авг. 2022 г. — камера установлена на место своего многодневного дежурства
Параметры эксперимента
Фотобумага: Бромпортрет 80 (полумягкая)
Формат кадра: 150×240 мм
Фокусное расстояние обскуры: 80 мм
Относительное отверстие: f/195
Старт экспонирования: 26 авг. 2022 / 16:10
Финиш экспонирования: 26 дек. 2022 / 12:00
Выдержка: 122 дня (4 месяца)
Aftermath
26 дек. 2022 г. — камера перед снятием её с места дежурства
Вообще, я был уверен в том, что сделал всё для того, чтобы фотобумага благополучно пережила многодневное дежурство на открытом воздухе, но как выяснилось спустя 4 месяца после установки камеры, я всё это время пребывал в плену некоторых иллюзий. Всё оказалось несколько сложнее чем я себе представлял, по крайней мере если говорить о том времени года, которое выпало на долю моей соларографии — осень-зима. Но, обо всём по порядку. Итак, камеру с дерева я снимал при температуре за бортом около -6°C, так что оставил её на согрев при комнатной температуре приблизительно на 8 часов.
Сэлфи с добычей 😄
За это время камера оттаяла, и стало очень заметно, что её картонные стенки значительно разбухли от влаги. Затем, в тёмной комнате при красном фонаре, я вскрыл крышку своей обскуры, и обнаружил, что кроме того, что фотобумага тоже набралась влаги, на её поверхности в некоторых местах сформировались пятна плесени, что не удивительно, т.к. почти все внутренние поверхности камеры тоже были покрыты плесенью и отдавали характерным плесневелым запахом сырости.
Пятна плесени на внутренней стенке бывшей обскуры после извлечения фотобумаги
То, что полученное изображение пострадало от воздействия плесени, меня конечно несколько огорчило, но, тем не менее, успокоило то, что сами солнечные треки этим напастьем были затронуты незначительно и получились достаточно отчётливо.
Скан
С момента окончания экспонирования до момента сканирования, снимок не видел света (все операции по извлечению фотобумаги из обскуры производились при красном фонаре). Сканирование полученного изображения производилось на планшетном сканере с разрешением 300 dpi, причём, специально в тёмном помещении. Напомню, что на сканирование получившейся соларографии у меня была одна единственная попытка, т.к. во время прохода луча сканера по снимку, последний подвергается дополнительной интенсивной засветке, и, соответственно, как минимум, колоссально потеряет в контрасте, а-то и вообще может утратить имеющееся изображение.
Да уж, плесень заметно испортила общее впечатление от фотографии.
Обращённый (в фотошопе) и зеркально отражённый вариант скана
На данный момент, это снимок с самой долгой экспозицией в моей практике 💪 (4 месяца — non penis canina).
Как видите, мой снимок не получился особо цветным, возможно из-за достаточно низких температур осенью-зимой. Саму камеру, конечно, нужно было располагать горизонтально, тогда бы зафиксировалась большая длинна трека, но я не был уверен в том, как спозиционировал камеру (видоискателя же нет у неё), и боялся что солнце в высшей точке будет уходить за верхний край кадра.
Ну что же, первый блин хоть и комом, но всё же как-то получился. Как бы там ни было, я не собираюсь останавливаться на достигнутом, а свои новые соларографии буду добавлять в комментариях к этой заметке, так что следите за обновлениями 😊.
P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.