Свинцовый Пепелац

Пробую солярографию «на зубок»: камера обскура и цветное плёночное фото с недельными выдержками

16 августа 2022

Пролог

К экспериментам с пинхолом в своё время меня подтолкнуло подвернувшееся мне в конце 2020-го года на глаза сообщение о «снимке с самой долгой экспозицией в истории» (см. тут и тут), в котором шла речь об обскуре, которую якобы забыли на 8 с небольшим лет на крыше одной обсерватории в Британии. Ну и умом-то я вроде понимаю что это «брехня» — за такой долгий срок фотобумага, на которую производилась съёмка, просто бы полностью засветилась (и это не говоря о других нестыковках в этой истории), а с другой стороны думаю — «а вдруг не брехня?». Тогда я ещё не знал, что эти ребята не проявляют фотобумагу, а пользуются тем, что «длительная засветка фотоматериала приводит к тому, что соединения серебра начинают разлагаться непосредственно в камере на фотобумаге, и возникает видимое изображение, которое не требует дальнейшей обработки химикатами. Изображение, что любопытно, получается отчасти цветным. Это обусловлено оптическими свойствами коллоидных частиц серебра, возникающих в эмульсионном слое фотобумаги, причем разные ее сорта создают различные оттенки.» (см. тут). Об этом свойстве фотобумаги мне конечно же известно, но я не думал, что кто-то использует его на практике. Конечно, при таком раскладе, выдержки длинной в месяцы или годы вполне реальны, а вот с выдержкой в минуты и десятки минут обскурой на фотобумагу без проявки уже не поснимаешь.

Мой пинхол-опыт

Как бы там ни было, но в начале осени 2021-го года я рассчитал свою первую обскуру (формат кадра 9×12 см) и произвёл ею тестовую съёмку на фотобумагу (см. заметку в моём блоге). Время экспонирования при этом составило порядка 10 минут. Поскольку по части разрешения, результатами своего эксперимента я остался доволен, то продолжил заниматься этой темой, и даже сконструировал универсальную среднеформатную обскуру с изменяемым фокусным расстоянием (см. подробную заметку в моём блоге), которой благополучно отснял пару цветных плёнок. После этого, я начал потихоньку подбираться к экспериментам по фиксации солярографии на плёнку, и в начале 2022-го года опубликовал в своём блоге заметку с теоретическими прикидками по части параметров плёночной обскуры для съёмки с недельными, и даже месячными выдержками. Ну что же, пришло время проверить мои умозрительные соображения на практике.

Параметры эксперимента

Снимать я буду на 120-ую цветную негативную плёнку ISO 100, с размером кадра 6×6 см. В эксперименте использую упомянутую мной выше обскуру с изменяемым фокусным расстоянием, фокусное расстояние которой выставлю на 45 мм, что на кадре 6×6 см даст угол обзора около 70° по вертикали/горизонтали.

Специально для этого опыта я купил несколько нейтральных фильтров различной плотности: ND16 (2 шт.), ND400, ND1000, ND2000, так что используя различные сочетания этих фильтров, смогу поэкспериментировать с разным количеством дней выдержки.

Что касается фильтров, то тут конечно есть обстоятельство, которое меня смущает. Речь про то, что снимать солярографию, в которой источник света (солнце) в кадре, обскурой очень удобно, т.к. эта камера не имеет линз, а значит с ней по определению не может быть бликов на линзах. Используя же стеклянные фильтры (да ещё и по несколько штук за раз), это преимущество обскуры против обычной камеры с объективом улетучивается. То же можно сказать и об атмосферных осадках, которых не боится «объектив» обскуры, но на светофильтр капли дождя вполне могут попасть. Что тут сказать? — практика покажет сколь эти мои опасения обоснованы.

Подготовка обскуры к многодневному дежурству под открытым небом

Поскольку моя обскура не одноразовая, и предполагается её использование в будущем, нужно будет позаботиться о том, чтобы защитить её корпус и меха от негативного воздействия окружающей среды, в частности от возможных осадков, на всё время её многодневного круглосуточного дежурства на открытом воздухе. Для этого я сначала оберну камеру фольгой (чтобы меньше нагревалась на солнце), а затем целлофановым пакетом (защита от осадков), оставив незакрытым только «объектив» с фильтром.


Обскура во время экспонирования одного из дублей

Результаты

За лето я отснял несколько солярографий с разных ракурсов и с разным сочетанием ND-фильтров. Прежде чем говорить о каждом получившемся снимке отдельно, оговорю один общий момент: 45-миллиметровая обскура для съёмки летней солярографии всё таки имеет недостаточно широкое угловое поле. Очевидно, что поздней осенью, когда солнце проходит заметно ближе к горизонту, добиться с таким фокусным расстоянием того, чтобы и горизонт и солнечный трек находились в кадре, будет гораздо проще. С точки зрения композиции это гораздо эффектнее.

Теперь получившиеся фото (все картинки кликабельны).

#1 — Двухнедельная солярография

Снимок экспонировался 14 дней (с 4 июня 2022 / 21:30 по 19 июня 2022 / 4:20), с тремя фильтрами: ND2000 + ND16 + ND16. За время экспонирования были и солнечные дни, и пасмурные (вплоть до дождя), и с переменной облачностью.

Это наименее удачная попытка — низкий контраст, солнечный трек в самом углу кадра, сильно недосвечены элементы пейзажа.

#2 — Недельная солярография

Снимок экспонировался 7 дней (с 6 июля 2022 / 18:05 по 13 июля 2022 / 17:30), с двумя фильтрами: ND2000 + ND16. За время экспонирования в основном были солнечные дни, но по крайней мере один раз был сильный дождь.

Экспозицию выставлял по земле (трава, деревья) при помощи цифрозеркалки, и, по задумке, эти элементы пейзажа должны были проработаться существенно лучше, но получилось не совсем так как было задумано. Видимо нужно было вводить коррекцию на тёмное время суток. Тем не менее, не смотря на ненавязчивый засвет, композиционно это наверное самый удачный снимок — солнечный трек весьма смачно прошёл по диагонали кадра.

#3 — Недельная солярография с мультиэкспозицией

Снимок экспонировался 7 дней (с 22 июня 2022 / 10:50 по 29 июня 2022 / 9:00), с тремя фильтрами: ND2000 + ND16 + ND16, плюс вторая экспозиция 1 сек. без фильтра. За время экспонирования были только солнечные дни.

Рассуждая о динамическом диапазоне плёнки в контексте солярографии, я конечно же понимал, что без ухищрений получить фото солнечного трека на фоне нормально проработавшегося пейзажа невозможно. Так что, в качестве дополнительного эксперимента, попробовал применить мультиэкспозицию. В данном случае я специально добавил ещё один фильтр ND16, чтобы пейзаж проработался меньше (в идеале вообще не проработался). Сам пейзаж снимался отдельной экспозицией на тот же кадр, но без фильтров и с относительно короткой выдержкой (1 сек.). К сожалению, перед повторным экспонированием я сдвинул штатив (значительно), поэтому присутствующее в кадре солнце сошло со своего трека. Но, как бы там ни было, снимок получится неплохим: солнечный трек не пережжён, пейзаж проработан практически идеально.

Выводы

Полученные результаты съёмки солярографии на плёнку не стали для меня какой-то неожиданность, т. к. приблизительно этого я и ожидал. Тем не менее, мне стало понятно, что «по-честному» (без мультиэкспозиции) эффектную солярографию на пленку снять невозможно, по крайней мере из-за недостаточного динамического диапазона плёнки. Плёнка в данном случае всухую проигрывает фотобумаге без проявки (как я писал выше). Более того, в данном случае мало смысла и в самой цветной пленке, т. к. никакой особенной цветастости не получается (видимо из-за того, что плёнка в принципе не рассчитана на столь длительные выдержки).

Ну а вообще, скажу что это был весьма интересный опыт 😋. Думаю что ещё вернусь к этой теме, и если получится что-нибудь интересное отпишу об этом в комментариях к этой заметке.

P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.

Комментарии посетителей:

Пока нет ни одного комментария

Написать комментарий:


Максимальный размер файла загружаемого изображения 10 Мб