Ремонт диарепродукционной установки ДРУ-2
6 февраля 2014
Приобрёл диарепродукционную установку ДРУ-2, предназначенную для репродуцирования плёночных цветных и чёрно-белых диапозитивов или негативов. В оригинале предполагалось, что с установкой будет использоваться камера типа «Зенит» или «Практика», я же собираюсь «вкорячить» на неё свою Пентаксовскую цифрозеркалку.
При первом же включении выяснилось, что в моей ДРУ не работает встроенная вспышка - не загорается индикатор готовности, и, как результат, вспышка никак не реагирует на нажатие кнопки «Вспышка» (конечно же, при нажатой кнопке «Запуск»). Похоже, накопительный конденсатор не заряжается до уровня, необходимого для «поджига» газоразрядной лампы. Как известно, электролитические конденсаторы (конденсаторы именно такого типа используется во вспышках в качестве накопительного) со временем «высыхают» и, как следствие, теряют свою ёмкость. В документах на мою ДРУ указано, что она была продана в марте 1984 года, следовательно, на момент написания этой заметки ей, а, соответственно, и конденсатору, уже не менее 30 (!) лет.
Электрическая схема установки относительно проста и надёжна.
C1 | К50-17 1000 мкФ +50%-10% 400 В |
C2 | МБМ 0,1 мкФ ±10% 500 В |
R1 | 270 кОм 10 Вт |
R2 | 470 кОм 0,5 Вт |
R3 | 330 Ом 0,5 Вт |
R4 | 2,7 МОм 0,5 Вт |
R5 | 27 МОм 0,5 Вт |
R6 | 3,3 кОм 2 Вт |
Л1, Л2 | Лампа ПШ220-1,5 Цоколь В 15 d/18 |
Л3 | Лампа индикаторная ИНС-1 |
Л4 | Лампа импульсная ИФК-120 |
Тр | Трансформатор |
П | Колодка |
Д1 | КД209А |
Кн1, Кн2, Кн3 | Переключатель П2К |
Г1, Г2 | Гнездо |
Ш1, Ш2 | Штырь |
Пр | Предохранитель 1 А |
Обычно, у столь старых вспышек самое слабое место (при условии, что не нарушена внутренняя коммутация устройства) именно пресловутый электролитический конденсатор (C1 на схеме), который, похоже, с годами потерял бóльшую часть своей номинальной ёмкости. Конечно, чтобы постараться исключить другие возможные причины неисправности, я вскрыл установку и внимательно осмотрел все платы и радиоэлементы - газоразрядная лампа в порядке, нет греющихся или явно сгоревших элементов, внутри устройства все чисто и аккуратно. Всё говорит о том, что прежний владелец не лазил внутрь установки.
На основании приведенных выше соображений и данных внутреннего визуального осмотра, принял логичное решение - попробовать заменить конденсатор K50-17 (1000 мкФ 400В). Вроде простая ситуация: иди в магазин, купи нужный конденсатор и впаяй его вместо старого. Но не тут-то было. Как оказалось K50-17 (или его аналоги) стоят порядка 1 - 1,5 килорублей, что гораздо больше той суммы, в которую мне обошлась сама ДРУ. Вполне естественно, я решил поискать решение подешевле. K50-17 относится к группе так называемых импульсных конденсаторов, рассчитанных на то, чтобы работать в режимах, предполагающих быстрый разряд на малое сопротивление (ситуация, фактически схожая с КЗ). Дело в том, что такой режим работы для электролитических конденсаторов является стрессовым, при котором происходит внутренний нагрев конденсатора, и даже возможен его выход из строя. Но, не смотря на риск, я решил попробовать заменить K50-17 на электролит общего назначения с таким же номиналом - 1000 мкФ 400 В. Конденсатор от Jamicon мне обошелся в 350 рублей. По габаритам он оказался приблизительно в два раза меньше старого конденсатора.
Выпаивая старый конденсатор, не забываем запомнить, какой провод припаян к плюсу, а какой к минусу (плюсовой провод обычно помечен узелком).
После того, как, соблюдая полярность, впаял новый конденсатор, пришло время проверки. Включаю в сеть, нажимаю кнопку «Запуск» и... индикатор заряда конденсатора загорелся оранжевым цветом! Нажимаю «Вспышка» и... «It's Alive!!!». Заработало! Да, дело действительно было в высохшем электролите. Наконец-то я могу поэкспериментировать с репродуцированием пленочных фотоснимков.
Если вас интересует руководство по эксплуатации от ДРУ-2, то вы можете найти его в прикрепленных к этой заметке файлах в формате PDF (отсканировано с моего экземпляра).
P.S. - В ДРУ, как, наверное, и во всех советских вспышках, используется газоразрядная лампа ИФК-120. Следует иметь в виду, что она уже снята с производства, но ее пока ещё продают «из остатков». Лично я прикупил пару штук прозапас (80 рублей за штуку).
P.P.S. - Спасибо VinSerg-у за специально для этой заметки начерченую электрическую принципиальную схему ДРУ-2. Отличная работа :)
Комментарии посетителей (85):
Приветствую!
Игорь, отвечу по пунктам:
1) Да, чёрт побери! У моей установки ось тоже смещена. Я думал что это мне так «повезло», но судя по вашему сообщению ДРУ действительно обладает этим недостатком. Это конечно вопиющее хамство со стороны производителя. Как решение можно попробовать подточить рамку-держатель для плёнки, чтобы её можно было немного перемещать в стороны, но не уверен что это действительно хорошее решение.
2) Возможны варианты:
- Возможно неисправна лампа ИФК-120. Можно на Митинском рынке купить (если вы из Москвы), цена вопроса - 80-100 руб. Меняется она без пайки (на винтиках и разъёмах).
- Возможно всё-таки конденсатор потерял часть своей ёмкости, но её каким-то образом хватает чтобы загорелся индикатор, но не хватает для поджига ИФК-120 (не знаю возможно ли такое).
- Возможно неисправен переключатель (который «вспышка»). Попробуйте, как загорится оранж. индикатор, замкнуть каким-нибудь проводком колодку для подключения к синхроконтакту камеры. Если вспышка сработает – значит неисправен переключатель. Но вообще мне кажется эти советские переключатели и ядерную войну переживут :)
3) Если оранжевый индикатор горит, значит предохранитель исправен, в противном случае ДРУ вообще никаких признаков жизни не подавала бы.
Отпишитесь пожалуйста о результатах поиска неисправности.
Большое спасибо!
Думаю, в эпоху повальной оцифровки плёнки наши поиски многим будут полезны ).
1) покрутив рамку выяснил, что минимизировать смещение можно только в одном положении, когда держатель рамки направлен в сторону выключателей.
Так уже более-менее терпимо.
2) был плохой контакт; извлёк лампу, почистил контакты и установил на место; вспыхивает!
3) теперь всё как и должно быть.
Ура )
Ну отлично :)
А с какой камерой и с каким объективом используете агрегат?
Как у вашей вспышки с яркостью дела обстоят (с какой диафрагмой переснимаете)?
Камера Nikon D800, линза Вега11У.
Пока не наладил синхронизацию.
Сначала, чтобы не рисковать матрицей, замерил вспышку флэшметром Sekonic. Расчётная экспопара при установленной негативной плёнке составила 1/125 при диафрагме 5,6 (iso 100).
Что интересно, сделал замер раз 10, показания флэшметра практически не отличались , что говорит о неизменной мощности лампы при каждом вспыхивании. И это хорошо.
После, уже без мандража :), поставил выдержку 1/2 и попробовал пыхнуть вручную на диафрагме f11 (максимальная для этой Веги).
Успешно 5 кадров из 6 (один не успел вовремя).
Мощность вспышки избыточной не показалась.
Видимо, инженеры ДРУ-2 всё же правильно учитывали мощность лампы ИФК-120 для целей репродукции.
Плюс я ещё планирую вычитать маску негативной плёнки с помощью цветных фильтров, которые также "съедят" 1-2 стопа.
А для синхронизации заказал понижитель напряжения для советских вспышек АТ-2, попробую подключить к камере, чтобы всё работало как задумано, в полуавтомате.
Вы, насколько я понял, сейчас переснимаете при встроенном постоянном свете? Мне его мощности не хватает.
Я тоже собираюсь прикупить понижитель напр. для вспышки, а пока - 1/2 сек. и ручками кнопу вспышки (разумеется в темноте).
Заинтересовало как вы собираетесь фильтрами вычесть маску негатива (какие именно фильтры). Это вам придётся для каждой плёнки подбирать свою комбинацию фильтров? Не проще ли вычитать маску в фотошопе?
Сегодня забираю с почты советские светофильтры 90х90мм. В комплекте 33 штуки.
Если вспышка будет давать температуру около 5500К, то для диапозитива (слайда) буду применять желтый фильтр (уберу синеву), а для негатива тёмно-голубой (нейтрализую оранжевую подложку).
Читал на многих форумах, что это лучше делать на этапе съёмки, а не в фотошопе.
Так как чувствительность матрицы не резиновая, и цветовой диапазон лучше сразу сузить фильтрами, чтобы не разбалансировать цвет при конвертации.
Из любопытства даже посмотрел дата шит современных плёнок Kodak и Fuji. Там специально указывают, какими фильтрами нейтрализовывать их подложку. Думаю, что не зря.
Надеюсь, советские фильтры не сильно хуже хвалёных Ilford и Kodak.
Кстати, всё забываю у вас спросить, какой у вас имеется фильм-сканер?
И когда ждать сравнительный тест? :)
Фильм сканер Plustek OpticFilm 7500i ( http://www.filmscanner.info/en/PlustekOpticFilm7500i.html ). Над сравнительным тестом собирался поработать на прошлой неделе, но не удалось :) Так что пока в планах (на этой неделе собираюсь заняться).
Светофильтрами вы меня сильно заинтересовали :) - надо тоже обзавестись.
Добрый день, Дмитрий
Похоже, что мы с вами скоро создадим экспертную группу по ДРУ-2 :)
Столкнулся с новой проблемой, возможно у вас она также возникала.
На плёнке 120 (6х6) постоянно присутствуют полосы засветок по сторонам кадра. На 135 такого нет.
Есть подозрение, что светит межкадровое пространство. На комплектном держателе плёнки 135 оно полностью закрыто рамкой, а на 120 виднеется, так как эта рамка рассчитана на кадр 6х7см.
Снимаю встроенной вспышкой (кстати, с понижителем АТ-2 синхронизация отлично работает) в темноте, внешних засветок нет.
Объектив Вега 11у.
Бленда не предусмотрена.
Не было ли у вас подобных засветок?
Приветствую!
С такой проблемой пока не сталкивался (может потому что 120-ю плёнку не переснимал пока). А можно посмотреть примерчик этих засветок (можно на http://radikal.ru/ залить)?
P.S. - Какое странное предыдущее сообщение :) не правда ли :) Подредактировал его (надеюсь вы не против).
)) странное не то слово.
Это я вставлял ранее набранный текст из Word, и в вашем окошке для комментариев не увидел, что текст вставлен дважды. По ходу уже отредактировал видимую часть и получилось такое )
Пример вечером залью, выложу ссылку.
Игорь! Я докрутил на сайте возможность прикреплять к сообщениям изображения, так что можете заливать примеры сюда :)
Вот пример https://www.dropbox.com/sh/327kj3i8oe2evbm/4Ennhf2PZn
Возникает подозрение, что эта засветка возникает из-за неплотности прилегания рамки держателя к поверхности плёнки.
Видел, например, в инструкции к сканеру Nikon Coolscan 8000ED рекомендацию по применению масок-уплотнителей по периметру кадра, чтобы не было щелей.
А ещё, у меня внутренняя поверхность ДРУ-2 не белая, а кремового цвета (может краска пожухла с годами?).
А у вас как? На ваших фото похоже что белая.
Что-то ссылка у меня с работы не открывается, попробую из дома (или прикрепите изображение к комменту).
Внутренняя поверхность у моего ДРУ тоже не особо белая. Можно что-нибудь белое прилепить на на наклонную поверхность которая свет вспышки на матовое стекло отражает.
Хм. Даже не знаю что сказать.
Я всё никак не доберусь до того чтобы сесть и нормально переснять несколько кадров (всё на одной ноге тестил). На тех кадрах что я нащёлкал подобных засветов я не заметил (посмотрю внимательнее).
Вопросик! Те кадры что вы выложили это с негатива? Если "да", то второй вопрос: вы с фильтрами переснимали?
Да, снимал с негатива (фото с зеленью - Fujifilm 400H, море - Kodak Gold 400)
Использовал для компенсации синий фильтр 9х9см с плотностью 90, из набора "фильтры для цветокоррекции при печати", сделано в Москве в 1988 году.
Маску устраняет не на 100%, идеальный белый на незасвеченном участке плёнки у меня так и не получился.
Тем не менее, убирает рыжий цвет до приемлемого уровня, укладывающегося в диапазон цветочувствительности матрицы.
Интересно посмотреть, как у вас выглядит переснятый цветной негатив (без инверсии в позитив).
На выходных пересниму и здесь выложу.