Свинцовый Пепелац

Несостоявшаяся поездка в Чернобыльскую зону отчуждения (апрель 2014 г.)

6 марта 2023

Сам по себе я жуткий домосед, так что нетрудно догадаться, что приведённый здесь текст не мой. Тем не менее, я рад опубликовать в своём блоге эту интереснейшую, сделанную по горячим следам, запись. Дело было 9 лет назад, по сути, на заре той ситуации, которую мы во всей красе наблюдаем сегодня. Привожу эту заметку здесь с разрешения автора, впервые же она была опубликована 16 мая 2014 г. на сайте AUTOMOTOGARAGE.RU, где доступна по сей день.
L.P.

С февраля я стал готовиться к поездке в Чернобыльскую зону отчуждения (ЧЗО). Не смотря на политическую обстановку на Украине, мои намерения были серьёзными и отступать от этой затеи я не собирался, тем более, что я не в первый раз еду в «неспокойное» место. О посещении городов Чернобыль и Припять я подумывал последние пару лет.

Начало движу было положено покупкой билетов от Москвы до Киева и обратно. Дата выезда была намечена на 17 апреля 2014 года.

Билеты билетами, но с каждым днём обстановка на Украине накалялась. Постоянные нововведения в отношении обычных граждан уже как бы стали нормой, и мы уже успели смириться с многими моментами, которые нам усложняли поездку (особенно в плане комфортного пребывания в ЧЗО). Сперва был запрещён камуфляж, хотя мы в нём и не планировали ехать, т.к. он нужен только там — в зоне. Ну да ладно, смирились. Потом дело дошло до радиостанций — хорошо, едем без них. В итоге мне пришлось составить список вещей, которые я обычно беру с собой в аналогичные поездки, чтобы понимать, что в нём нужно изменить чтобы он соответствовал нововведениям укровластей. Получившийся список меня малость расстроил, т.к. гражданских вещей для поездки в нём практически не было — всё либо армейское, либо подобное армейскому. Как ехать не пойму. Стал адаптировать перечень вещей под поездку. «ДА Я ТАК ДАЖЕ ЗА ХЛЕБОМ В МАГАЗИН НЕ ХОЖУ!» — волей-неволей пронеслось в голове. Пока суть да дело, пришло пригласительное письмо от Международной Общественной Организацией «Центр ПРИПЯТЬ.ком», в котором было расписано всё: где, как, сколько, что и какие обязательства организаторы поездки берут на себя. В общем, наши три дня были расписаны чуть ли ни до минуты.

Через некоторое время прислали подробную программу мероприятий в зоне отчуждения. Следует отдать должное, она была очень насыщенная:

Два дня до выезда. За политикой следить, уже надоело... С декабря прошлого года на Украине произошло много событий: то границу закрывали, то её сразу же открывали, то вводили всё новые ограничения на её пересечение. Внутри страны нам казалось уже произошло все что только могло произойти (надежда на хотя бы минимальную адекватность временного правительства Украины нас не покидала, все-таки живём во, вроде как, современном цивилизованном мире). Полагали, что бардак и беспредел уже вот-вот должны сойти на нет. Каждый день во время подготовки к поездке приносил нам новости. Соотношение новостей было как: одна хорошая к девяносто девяти непонятно каких. Пришлось почитать правила поездок по части сбора необходимых документов, поскольку прошла информация о необходимости в страховке для путешествия. Хотя всё равно будем делать обязательную страховку в ЧЗО. Ну да ладно — сделал.

День до отъезда. Происходят всё новые и новые столкновения в разных регионах Украины. Одним словом — евросоюзация. С трудом выбрал гражданские вещи для поездки, из-за этого даже взял немного лишнего. Отвык я от такой одежды и таких вещей. Собрал сумку, зарядил аккумуляторы, подготовил технику, в общем собрался.

День отъезда. Взял вещи и поехал на работу, а с неё на вокзал.

16:00 МСК. На вокзале мы начали понемногу встречаться, но поскольку брали билеты в разные дни и независимо друг от друга, то были рассредоточены по всему поезду. И это выдвигалась, вроде, третья часть нашей общей группы. Первая группа тоже добиралась поездом, вторая — самолётом. Мы уже знали, что они отлично доехали и неспешно прогуливаются по Киеву. Где-то в это же время самолётом выдвигались другие наши люди из нашей группы. Они прибывали раньше, что в принципе закономерно. Мы быстренько сбегали и обменяли часть денег (наши — на украинские).

Попрыгали в вагоны. Наш вагон девятый. Единственные кто ехал вместе, это мы с Сашкой. Разместились. Поезд очень плавно тронулся. Для меня это в очередной раз непередаваемое ощущение, так как в поездах мне приходиться ездить очень мало. В отличии от электрички, когда при начале движения можно запросто из одного конца вагона долететь до другого, поезд в этом плане просто шедевр. Едем в плацкарте. Наши места в купе открытого типа. С нами напротив мужичок лет пятидесяти в синей футболке с надписью «ГАЗПРОМ». «Наверно в командировку едет, крантики завинчивать!» — пошутили мы между собой. «Ну или ещё за чем-нибудь...» — уже более серьёзно подумал я. Особо меня не волновала цель его визита на Украину. На верхней полке ехала очень симпатичная одесситка — Оксана, с неё всё и началось... После разговора с мамой, она нам рассказала, что в Одессе по телевизору в новостях сообщили: «Для Россиян в возрасте от 18 до 60 лет мужского пола въезд на территорию Украины закрыт». «Приехали...» — подумали мы.

17:50 МСК. Позади Обнинск. Достаём планшетники и коммуникаторы. Открываем Яндекс — первая новость наша, открываем Майл — то же самое. Пытаемся почитать поподробнее, не получается — Интернет тормозит. Ни Мегафон, ни МТС не могут открыть страничку. Через некоторое время Интернет вновь ожил, прочитали — да, ничего хорошего. Но была строчка которая давала надежду на пересечение границы: «... на усмотрение службы погранзаставы и наличию пригласительных документов...». Через некоторое время в вагоне началось обсуждение политической обстановки, мы в неё не ввязываемся — слушаем.

18:04 МСК. Юра в нашем чатике добавил ссылочку на новость от РБК про ситуацию на границе.

18:20 МСК. Поступила информация от Андрея — их завернули в аэропорту, причём там заворачивали всех без разбора.

22:30 МСК. Андрей отписался, что они в самолёте на Москву, взлетают. Политические дискуссии в вагоне стали утихать. Народ жутко недоволен ситуацией в стране. Шквал недовольства был обрушен на США и Евросоюз. Что самое интересное, ни слова негатива в сторону России, что не могло не радовать. Плавно разговор перешёл на тему еды. Тут уже подключились и мы — обсуждали крабов, креветок и рыбу.

23:35 МСК. Посёлок Суземка. Российская граница.

Всё прошло гладко и спокойно. Девушки погранцы, спросили нас, знаем ли мы, что граница закрыта? Мы шуткой ответили, что вроде как знаем, но хотим эту информацию сами проверить. В ходе разговора выяснилось, что мы первопроходцы — ещё поездов с возвращенцами не было, и вообще поезда с Украины задерживаются. «Ну тогда по ситуации, может через несколько часов встретимся...» — сказали мы убирая паспорта. Они нам пожелали счастливого пути и мы поехали. Брянск позади. Из болтунов в вагоне оставалось только трое: Оксана, Сашка и я. Часов до двух мы не давали соседям спать, потом разошлись. Около 3:00 ночи поезд тихо остановился. Конотоп.

Пробежала по вагону проводница и попросила всех приготовить паспорта, правда мало на кого это подействовало — все как спали, так и продолжали спять. Зашли украинские погранцы, стали нехотя проверять документы. Потом начали ругаться что народ спит. Никого не растормошить, как на курорте. Погранцы ушли. Опять прибежала проводница, стала всех будить. Вернулись погранцы. Продолжили проверку. Было ощущение, что время остановилось. Когда очередь дошла до нас, погранцов прямо как будто кто-то разбудил, причем, похоже, с помощью ведра холодной воды. До этого они были вялые, неторопливые, вот-вот сами уснут, и тут началось...

- Паспорт, куда едите? — недовольно сказал человек в камуфляже;
- Вот пригласительное письмо, еду в Чернобыль — ответил я и протянул кучу бумаг;
- Какая цель поездки? — погранец продолжал задавать вопросы, не отрываясь от чтения моих документов;
- Туризм.
- Туризм!? — злобно ухмыльнулся пограничник.

Минут на пять он ушёл в чтение. Дочитав, он по рации попросил прислать, что-то вроде подкрепления для дополнительной проверки. Прибежали двое в камуфляже с автоматами и ещё один в синей железнодорожной форме. Стали снова досконально изучать наши документы. В это время то и дело из радиостанции были слышны просьбы чтобы прислали дополнительных людей сперва в 6-ой, а через какое-то время в 12-й и 15-й вагоны. Всё, наших всех тоже трясут! Началась дикая суета, стали проверять вещи. Проверяли меня молча, никакого интереса вообще ничего не вызвало. Ни фотик с дополнительными объективами и кучей флешек, ни два дозиметра. У Сашки нашли фотоплёнку, вот она вызвала дикий интерес у проверяющих: «А что на неё еще снимают?» — спросил «синенький человечек». Шутки на тему фотоплёнки мы генерили уже в здании погранзаставы. Мужичка, который ехал напротив нас, тоже начали шмонать. Он вёз своему престарелому отцу лекарства и, на его беду, в рюкзаке погранцы нашли изоленту. Рюкзак был рабочим. В общем, ему как и нам сказали собирать вещи и на выход. Народ в вагоне начал возмущаться и требовать, чтобы нас оставили в покое и дали нам спокойно продолжить свой путь. Отдельное спасибо за поддержку всем кто был за нас. Был ещё замечен один момент, как изменилась проверка остальных граждан. Толи времени с нами потрачено было много, то ли нужно было сэкономить время для новых жертв беспредела, но факт остаётся фактом — после нас уже достаточно было просто показать обложку украинского паспорта и всё. Идём к выходу. Было довольно-таки смешно, когда из вагона нас троих выводила группа чуть ли не из семи человек с автоматами, при этом переговариваясь по рации о том, что девятый вагон чист и они нас выводят. Я иду первым (если не считать камуфлированного автоматчика). Тамбур. Смотрю на выход, там тоже куча зелёных человечков, но уже не только с автоматами но и с собаками. Меня жутко разбирает смех — цирк да и только...

3:22 МСК. Мы на перроне. Вновь часть нашей команды вместе. Повели нас в опорный пункт погранзаставы. По дороге вспомнил фильмы про Великую Отечественную войну. Пока нас конвоировали, Юра очень сильно возмущался что ведут по путям, он говорил что это опасно, здесь должно быть всё оборудовано для перехода и ещё что-то в этом роде.

3:28 МСК. Сидим у пагранцов. Нас таких со всего поезда набралось восемь человек. Погранцы бегают злые как черти. Видимо хлопот мы им доставили. Дима по телефону разговаривает с Антоном (нашим организатором и сопровождающим в ЧЗО). Пытаемся найти старшего погранца, чтобы с ним поговорить. Сказали что он в поезде.

3:40 МСК. Поезд ушёл. Продолжаем искать старшего, все опять ссылаются на то, что он в поезде. Это у нас вызывало уже откровенный смех. Минут через десять на станцию Конотоп подошёл поезд в сторону России. Все вновь забегали. Диме и Ивану на скорую руку сваяли бумаги об отказе во въезде в Украину. И быстренько упаковали в стоящий на перроне поезд. Поезд ушёл. Нас осталось шестеро. Конвейер по фабрикации липовых решений об отказе во въезде работал не сбавляя обороты.

4:20 МСК. В итоге, нас всех «осчастливили» такими бумажками. Как потом выяснилось, спешка была связана с тем, что вот-вот подойдёт очередной поезд в сторону России, а следующий, вроде как, будет чуть ли не вечером. Возможно это была дезинформация, чтобы мы всё взвесили и у нас не было желания куковать в гостях у украинских погранцов более десяти часов. Даже когда всем шестерым был присвоен статус «возвращенцы», страсти не утихали. Народ пытался доказать что имеет полное право пересечь границу, у них есть достаточное финансовое обеспечение и цель визита ясная. Да, забыл сказать, нас с Сашкой завернули из-за якобы недостаточного финансового обеспечения. Я точно сейчас уже не помню, но там фигурировала сумма для первого дня пребывания на территории Украины что-то около 720 доралоф — это около 8300 гривен (выписку нам показывал парнишка которого тоже как и нас завернули, он был уже опытный и его заворачивали не первый раз), дальнейшее пребывание рассчитывалось по формуле 720$ плюс прожиточный минимум на каждый день пребывания... Причём, прожиточный минимум НА МЕСЯЦ и он составляет 1218 гривен. Ну и куда спрашивается столько? Вообще, денег у нас было более чем достаточно, и наши средства с легкостью выполняли требования фин. обеспечения. Юру завернули из-за того, что погранцам была непонятна цель его визита. Хотя кроме целой кучи документов о посещении ЧЗО у него ещё было письмо от института ядерной безопасности. Его миссия была ещё и рабочая. Помимо нашей компании были ещё трое. Один ехал к своей девушке — они планировали в этот день то ли подать документы в загс, то ли уже зарегистрировать отношения. Причём, на руках у него были соответствующие документы. Не пустили. Другой ехал к родственникам на отдых. Когда ему сообщили что его тоже отправляют обратно из-за недостаточного финансового обеспечения, он дотошно пытался у всех выяснить, где тут можно найти банкомат. Но его тоже завернули. С третьим я не пообщался.

Прозвучала команда «на выход». Как оказалось, поезд уже подошёл. В этот момент произошёл забавный эпизод. Поскольку мы находились, так сказать, не совсем в том месте, в котором хотелось бы быть, то бдительность приходилось сохранять постоянно. Из снятой с поезда команды я выходил предпоследний, за мной должен был идти парнишка, который искал банкомат, а завершать всю эту процессию должен был погранец. В итоге что получилось: я беру сумки, рядом искатель банкомата, выхожу, за мной погранец. Ну, думаю — мне то что? Может они договорились? Вышли из здания. Нас скучковали. Пересчитали как цыплят по осени. Ну, как и полагается — одного не хватает. Погранцы нас спрашивают, «Куда делся ещё один!?». «Да он и не выходил» — ответил я. «Я выходил за вами последний, мне видней!» — рявкнул погранец. Когда мы были в здании опорного пункта этот товарищ сидел напротив нас и спал. В принципе не удивительно что он прозевал! «Что я его переубеждать буду!» — подумал я. Ещё минут пять топтались на улице, даже сделали перекличку. Бред какой-то! Топтаться на улице и спрашивать кто и где, а ведь мы на три метра ещё не отошли — идиотизм!? Дисциплина! Поезд стоит! И не судьба вернуться и проверить помещение, зато по три сигареты каждый из них выкурил. Особого желания торчать в Конотопе до вечера у меня не было, особенно учитывая что сейчас полпятого утра. Погранцы кипешат. Судя по всему, они нас не хотят тут видеть больше, чем мы их. Замыкающий настойчиво твердил — «Я выходил последний, искать нужно тут». Погранцов человек семь, и куда столько, если всё равно одного упустили... ? В общем я не выдержал и говорю — «Да зайдите в здание! Если там нет, то тут будем искать. Мы поможем. И куда он без паспорта ломанётся?». Свершилось чудо, наш зевака пошёл! Через минуты две - три выволакивает потерянного. Поржали все, кроме этих двоих. Снова идём через пути. Юра опять возмущается на тему опасного перехода по путям.

Посадили в поезд практически мгновенно. Сидим в купе вшестером. Пришёл проводник, нас рассадили. Погранцы, шипя рациями, топтались около нас пока поезд не тронулся. На ходу что ли прыгали!? Едем. На улице уже почти светло. Можно попробовать поспать. Бельё нам не дали. Не рассчитывали они на нас. Высадить нас должны в Брянске. Такие правила...

Прибыли на Российский таможенный контроль. Просыпаемся. Нас снова встречают Российские пограничники. Строгая женщина-пограничник спрашивает у нас паспорта. Мы с довольным видом отвечаем что ни паспортов, ни билетов у нас нет. Похоже, для неё это было неожиданной сверхнаглостью с нашей стороны. Рыкнув на нас, она сказала чтобы мы убрали все электронные устройства: телефоны, планшеты и т.д., и убежала, но обещала вернуться. Тут нам вспомнился фильм «Приключения итальянцев в России». Пошли шутки на тему одного из героев этого к/ф, которого из-за отсутствия паспорта не выпускали из самолёта ни в одном аэропорту, ни в другом. Через минут пять - десять к нам пришли двое: один в пограничной форме, другой в гражданке. Тон разговора был совершенно другой, видимо они уже были в курсе, что мы, так сказать, «возвращенцы». Нам принесли паспорта. Побеседовав с нами ещё немного, они пожелали нам счастливого пути и удалились. Поезд тронулся. Поскольку паспорта есть и есть «Российский Интернет», можно и билеты заказывать. В онлайн режиме купили билеты на следующий поезд из Брянска в Москву.

Брянск. Начало девятого утра. На перроне встретили Диму — он был первопроходцем из рядов возвращенцев. Можно сказать, что мы передали ему эстафету, так как через десять минут он на этом поезде поехал дальше. Проводив Диму, мы пошли в здание вокзала распечатывать купленные билеты на следующий поезд. Билеты на руках.

9:10 МСК. До поезда три часа, отправление в 12:12.

Пора бы и поесть. Зашли в кафе «Огонёк». Полдесятого утра. Мы — первые посетители. Заведение уютное. Мы решили сразу пообедать. Заказали столько, что на столе, который рассчитан на шестерых, всё не умещалось. Почти три часа пролетели незаметно, в итоге чуть не опоздали на поезд. Запрыгивали практически на ходу... Успели! Едем. Проснулись. Проехали Калугу.

18:00 МСК. Москва. Киевский вокзал. Прибыли. Состоялась встреча всех возвращенцев и тех, кто просто приехал нас поддержать. Несостоявшуюся поездку мы отметили в «Европейском».

В начале двенадцатого ночи я был дома.

Комментарии посетителей:

Пока нет ни одного комментария

Написать комментарий:


Максимальный размер файла загружаемого изображения 10 Мб