Свинцовый Пепелац

Фотоаппарат «ФКД 18×24» — сумасшедщая мечта олдскул-фотолюбителя

8 ноября 2022

Фотоаппарат «ФКД»

Фотоэксперименты с камерой «Фотокор-1» это конечно замечательно, но теперь у меня есть камера по-настоящему большого формата — «ФКД 18×24»!!! Свершилась моя наверное самая сумасшедшая фотомечта последних лет, так что сегодня я хочу рассказать вам именно об этом деревянном исполине. Настроение приподнятое, так что постараюсь чтобы заметка получилась повеселей (сдобрю эксклюзивными мемасами в тему 😁).

Три весёлых буквы

Аббревиатура «ФКД» означает ни что иное как «ФотоКамера Дорожная». Агрегаты эти выпускались в СССР с начала 30-х по конец 80-х годов XX века в двух вариантах — под кадр 13×18 см и под кадр 18×24 см. Те кто постарше, могли видеть такие аппараты в советское время в фотоателье, когда, например, фотографировались на документы. Если честно, я не понял чего там в этой камере есть дорожного, ИМХО это хоть и складная, но всё же сугубо студийная вещь.


Шикарная камера, правда?

Ну, формат 13×18 см — это для трусов 😜, так что я сознательно искал «ФКД» именно формата 18×24 см (это по площади кадра в 4 раза больше чем кадр у «Фотокора» и в 100 (!) раз больше чем у полукадровой «Чайки»).

Фотоаппарат «ФКД» мем

«ФКД» — это камера прямого визирования, т.е. у неё фокус наводится по матовому стеклу установленному непосредственно в фокальной плоскости объектива. Кроме просто огроменного формата кадра, эта камера хороша тем, что предоставляет опытному фотографу практически неограниченные возможности для фотоэкспериментов. В частности, конструкция камеры позволяет в некоторых пределах смещать объектив влево/вправо и вверх/вниз относительно оптической оси, наклонять кассеты в двух плоскостях относительно фокальной плоскости, ставить вместо объектива всё что только захотите (у камеры съёмная объективная доска) и многое другое.

It's so fucking big!

Я конечно не совсем кретин, так что понимал что сия камера в разложенном состоянии достаточно габаритна, но, тем не менее, первое очное знакомство с «ФКД» меня несколько шокировало — ОНА ОГРОМНА!

Фотоаппарат «ФКД» мем

Где-то здесь я заволновался на тему того, что мои старые добрые кюветы, в которых я проявляю фотобумагу, на этот раз мне не помощники, и придётся прикупить кюветы побольше. Хоть кюветы оказались как раз размером 18×24 см, но всё же в них будет как-то тесновато проявлять листы такого формата, так что для проявителя я решил купить кювету размера 24×30 см.

Да что там кюветы, моему штативу на этот раз не придётся участвовать в съёмке! Какого только формата фотоаппараты я на него не устанавливал, но такого тяжеловеса как «ФКД 18×24» он точно не потянет. Пришлось приобрести штатив, который должен справиться с такой ношей, но об этом чуть ниже.

А что на счёт установленного на «ФКД» 300-миллиметрового «Индустар-37»? Он тоже ОГРОМЕН!


Приснопамятный «Гелиос-44» в сравнении с «Индустар-37»

И это не просто большой корпус объектива (типа зеркально-линзовых «Рубинаров»), это реально линзы большого диаметра, с соответствующей толщиной и массой. Да и вообще, привыкли к посадочной резьбе M42×1? А M80×0.75 не хотите? M80, Карл!

Штатив

Должен признаться, что проблему штатива для «ФКД 18×24» я недооценил, рассчитывая что таки смогу как-нибудь обойтись штативом имеющимся у меня. Но не тут-то было — камеру массой более 6 кг. (вес камеры с установленным объективом и матовым стеклом 5,7 кг. + кассета около 0,75 кг.) мой штатив точно не потянет. Родной фэкадэшный штатив на барахолках конечно найти можно, но это очень уж дорого выходит. Но мне повезло — очень за недорого я приобрёл киносъёмочный штатив «Пингвин» (3ШКС).


Никакого пластика, только металл и дерево 👍

Когда я позже узнал за сколько такие штативы обычно сейчас продают, был сильно удивлён, на сколько он мне дёшево достался. «Пингвин» подстать моему «ФКД» — весит 13 кг. с небольшим. Информацию по «грузоподъёмности» своего «Пингвина» нашёл в справочнике «Кинотехническая аппаратура и кинотехнологическое оборудование. Том 11» (М: Машиностроение, 1980) — максимум 15 кг. Отлично, подойдёт!

Какой фотоматериал выбрать?

Я изначально не собирался искать в продаже листовую фотоплёнку такого формата (по крайней мере пока), т.к. сразу планировал снимать этим аппаратом именно на фотобумагу (благо есть опыт). И дело тут не в цене столь больших плёночных фотоматериалов, а скорее в том, что у «ФКД» нет затвора, т.е. выдержку придётся «отрезать» простым снятием крышки с объектива (как в стародавние времена на заре фотографии), а это удобнее делать на слабочувствительной фотобумаге (ну не успею я снять и надеть крышку объектива например за 1/60 сек на ISO 100 или ISO 64 😜). Нет, затвор конечно на «ФКД» купить можно, но это тоже денежно, поэтому, если что, то в будущем может быть, но точно не сейчас.

Неожиданное препятствие

Так как моя «ФКД» продавалась без кассет, последние мне пришлось приобретать отдельно, и вот тут-то я столкнулся с неожиданными сложностями — кассеты что мне удалось найти (две двусторонние), оказались на 3 мм шире чем посадочное место на камере (точнее на узле с откидывающимся матовым стеклом). Видимо дело в том, что в разные годы «ФКД» выпускались на разных заводах (в Ленинграде, Москве и Харькове), и поэтому могли быть некоторые нестыковки при использовании узлов выпущенных на разных заводах в разные годы. В моём случае проблему удалось решить относительно просто, аккуратно подточив кассеты шлифмашинкой до нужной ширины, благо они деревянные. В общем, неприятность эту мы переживём 😉.

Процесс съёмки

Инструкцию от «ФКД» я в глаза не видел (хоть она и существует), так что здесь процесс съёмки этим агрегатом опишу так, как действую сам.

  1. Зарядка кассет. Зарядить фэкадэшные кассеты совсем не сложно, и думаю каждый адекватный человек в состоянии с этим справиться, единственное, о чём стоит упомянуть, это то, что фотобумагу можно заряжать при красном фонаре, а вот с листовой фотоплёнкой придётся возиться в полной темноте.
  2. Выбор ракурса и установка камеры на штатив. Поскольку в случае «ФКД» рассчитывать на что-то хоть отдалённо напоминающее репортажную или бытовую фотосъёмку не приходится, то и место съёмки, и ракурс нужно выбрать заранее. После этого, можно будет установить штатив, а на него саму камеру.
  3. Выбор экспозиции*. Экспопара (выдержка и диафрагма) определяется в соответствии с освещённостью снимаемой сцены и чувствительностью используемого фотоматериала (в случае фотобумаги это единицы ISO). При выборе экспопары нужно учитывать, что выдержку короче 1 сек руками обеспечить будет затруднительно.
  4. Наводка фокуса*. Для наводки фокуса нужно установить на камеру матовое стекло, открыть диафрагму на полную (f/4.5) и снять крышку с объектива. Конечно, фокусировкой удобнее всего заниматься под специальной накидкой или чем-то, что может её заменить. После наводки на резкость одеваем крышку на объектив.
  5. Установка диафрагмы на объективе. Устанавливаем на объективе выбранное в пункте 3 значение диафрагмы.
  6. Установка кассеты на камеру. Откидываем матовое стекло и на его место устанавливаем заряженную кассету.
  7. Вытягивание шибера. Перед тем как выдвинуть шибер обязательно нужно убедиться что крышка одета на объектив. Теперь выдвигаем шибер.
  8. Экспонирование (съёмка). Экспонирование производим простым снятием крышки с объектива (с отводом крышки в сторону) на выбранное в пункте 3 время, после чего аккуратным, но быстрым движением руки снова одеваем крышку на объектив.
  9. Возврат шибера на место. Сразу по окончании экспонирования, аккуратно задвигаем шибер на кассете.
  10. Извлечение кассеты из камеры и отправка отснятого в проявку.

* — в зависимости от ситуации и условий съёмки пункты 3 и 4 могут меняться местами.

Ну и резюмирую процесс съёмки камерой «ФКД» хорошо раскрывающим тему мемасиком:

Фотоаппарат «ФКД» мем

Результаты

Я всё таки успел до зимы отснять фэкадэшкой несколько кадров, так что сегодня мне есть чем похвастаться. Сюжеты не сильно высокохудожественные, но, тем не менее, получившиеся фото дают некоторое представление об особенностях изображения, полученного камерой столь крупного формата.


Воинствующий дилетант на вольном выпасе 😳

Для съёмки специально купил фотобумагу «Бромпортрет», т.к., на сколько я знаю, у неё чувствительность где-то на ступень ниже чем у «Униброма» (см. тут), что, по моему замыслу, позволит снимать с более открытыми диафрагмами.

Дальше приведу некоторые из отснятых фото, каждое с параметрами экспозиции. Оригинальные бумажные негативы оцифровывал на планшетном сканере с обращением в фотошопе. Как обычно, все картинки кликабельны.

Итак, первый пристрелочный кадр — по неопытности я умудрился не до конца вытянуть шибер 😬, в итоге почти квадратный кадр. Ну и не страшно, всё равно снимок скомпанован весьма сносно. По части экспозиции я несколько передержал (пересветил), так что ситуацию пришлось выправлять уровнями в Фотошопе, отсюда немного подскочил контраст.


1 сек, f/4.5

С фокусом более менее попал в цель, так что очень хорошо видно на сколько у «Индустара» даже на средних дистанциях на полностью открытой диафрагме маленькая глубина резкости при хорошем разрешении.

На следующем кадре задний план отдалён ещё больше чем на первом, что позволяет немного сильнее оценить боке объектива.


1 сек, f/5.6

Далее, просто портрет с котёнком и тыквой. Котёнок вышел из сфокусированной области, и при этом немного шевельнулся во время экспонирования.


2 сек, f/4.5

При помощи ассистента мне даже удалось самому попозировать для съёмки, но, увы, немного промахнулся с фокусом мимо лица (не спасла даже диафрагма f/8), но зато букет в фокусе 😄.


6 сек, f/8

Просто фото дома (похожий ракурс уже был в одной из моих заметок касательно фотографирования «Фотокором»). Снова немного переборщил с выдержкой, поэтому опять спасался Фотошопом, итог — подскочил контраст.


2 сек, f/8

Фото осенних цветов — это пример съёмки на относительно коротких дистанциях (порядка 1,5-2 метров).


16 сек, f/16

Ну, а фото соседского дома — пример пейзажной съёмки.


1.5 сек, f/8

Впечатления от съёмки

От съёмки камерой «ФКД» я получил огромнейшее удовольствие! Прямо отвёл душу 😋. С самой камерой работать весьма удобно и приятно, единственное неудобство, это конечно же очень тяжёлый штатив, да и сама камера тоже не пушинка. И тем не менее, после того как камера установлена на штативе, штативом «Пингвин» пользоваться очень удобно — повороты в любой плоскости с фиксацией в нужном положении, плюс удобная ручка для поворотов камеры.

«Индустар-37» действительно неплохой объектив (а учитывая размер кадра, можно даже сказать что отличный) — хорошее разрешение при малой глубине резкости (даже на диафрагме f/8), что конечно хорошо, но требует особого внимания к фокусировке (у меня то и дело наблюдаются явные ошибки).

При этом нужно отметить, что сканирование и демонстрация фото на мониторе копъютера «съедает» заметную часть впечатлений от снимка 😬. Начинаю понимать, что имея такую камеру как «ФКД», имеет смысл подумать о позитивном процессе на фотобумаге (это при том что у меня в школе по химии было два с плюсом 😐).

Очень порадовало, что купленные мной для «ФКД» кассеты НЕ подсвечивают фотоматериал через щели шибера. На «Фотокоре» же у меня с этим постоянная проблема — как бы я не прятал фотокоровские кассеты от прямых солнечных лучей, всё равно почти всегда на снимках получаются засветы разной степени тяжести. С фэкадэшными же кассетами вообще не возникло никаких проблем, и это замечательно!

В общем, всё отлично, камера — огонь! В будущем новые фото снятые фэкадэшкой буду добавлять в комментариях к этой заметке, так что следите за обновлениями.

А в завершении заметки, хочу запостить нарисованную своими собственными руками карикатурную схему эволюции фотоаппаратов, на которой фэкадэподобная камера выступает в качестве начала отсчёта процесса эволюции 😜.

Эволюция фотоаппаратов (карикатура, скетч, форматная камера, TLR-камера, зеркальная камера)
Ироничная иллюстрация процесса эволюции фотоаппаратов 😉

Всем удачный фотоэкспериментов!


P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.

Комментарии посетителей (1):

Аноним
8 ноября 2022 12:41
👍👍👍

Написать комментарий:


Максимальный размер файла загружаемого изображения 10 Мб