Свинцовый Пепелац

Блог / Фотографируем дальномерной камерой «Москва-5»

26 февраля 2020

Исповедь дилетанта

Хоть я никогда и не работал профессиональным фотографом, но зато какими только фотоаппаратами я в жизни не снимал. При этом, пообщаться с дальномерными камерами мне как-то не довелось (хотя дедовский «Зоркий» пару раз в руках держал). Жизнь не стоит на месте, и вот, я сподобился обзавестись дальномерной клапп-камерой «Москва-5». Почему именно «Москва-5»? Дело в том, что мои эксперименты с большим форматом (см. мои заметки про «Фотокор-1») упёрлись в невозможность (с оговорками, достойными отдельного поста) снять цветное фото большого формата (речь идёт о кадре размером 9x12 см). Рассмотрев самые разные варианты фотоматериалов (цветные фотопластины, цветная фотобумага), пришлось смириться с мыслью, что на сегодняшний день цветная 120-ая плёнка, это самый крупноформатный из доступных цветных фотоматериалов. Да, эта плёнка имеет ширину всего 60 мм, что в сравнении с фотокоровской шириной кадра в 90 мм не так уж и много, но, видимо, тут уж ничего не поделаешь.

Самой доступной по цене камерой с размером кадра 6x9 см мне показался фотоаппарат «Москва-5». Конечно, «Москва-3» на барахолках тоже попадается достаточно часто, но у «Москва-5» имеется ряд «вкусных плюшек» (в частности более светосильный объектив), поэтому мой выбор пал именно на эту камеру. Ну, а если честно, у камер данного модельного ряда ещё же и меха есть! Как-то меня это обстоятельство дополнительно прельстило (не могу объяснить почему), хотя в отличие от того же «Фотокора», у «Москвы» меха не участвуют в процессе фокусировки. Ну, и собственно, приобрёл сию камеру.

Первые впечатления от камеры

По ощущениям, фотоаппарат тяжёлый как слиток свинца (или золота?).

Разложил камеру: объектив выдвигается, кольцо выдержек и кольцо фокусировки крутятся, указатель диафрагм перемещается, затвор рычажком взводится, компенсатор дальномера откидывается, рычажки, направляющие, и прочее, и прочее. Крутой гаджет! В органах управления камерой разобрался за 30 секунд. Но! Сложилось впечатление, что данный аппарат был сделан для левшей: у него все органы управления размещены так, что правша при общении с сим агрегатом, в плане эргономики, как минимум, испытает своеобразный когнитивный диссонанс.

Хорошее начало - половина дела

Камеру, снимающую на плёнку 120-го типа, я заряжал один раз в жизни (было это более 10 лет назад), так что этот раз для меня был как первый. Если кто-то не в курсе, то замечу, что зарядка плёнки в камеру, снимающую на плёнку среднего формата (неперфорированная плёнка шириной 60 мм с бумажным ракордом) сильно отличается от зарядки плёнки в малоформатную камеру (перфорированная плёнка шириной 35 мм). Но, не боги горшки обжигают, так что справился с зарядкой плёнки в камеру без особых затруднений.

Плёнка заряжена, счётчик, по специальному окошку на задней крышке камеры, выставлен на первый кадр.

Секс с надувной женщиной

Теперь, хотел бы поделиться своими ощущениями от самого процесса фотографирования данной камерой (полагаю, это касается всех незеркальных камер). Итак, ты выставил на объективе выдержку и диафрагму, взвёл затвор, по дальномеру навёл фокус, по видоискателю выбрал композицию, нажал кнопку спуска и... «плим». Такой вот невыразительный звук, совершенно неощущаемый рукой, которой ты держишь камеру за корпус. Нет, скажем так, отдачи (да, слово «отдача» в данном контексте очень забавно звучит). Те, кто снимал зеркалками, вероятно, меня поймут — хлопок зеркала камеры чувствуешь кистью руки, а тут зеркала же нет — центральный затвор. По сути, с «Фотокором» такая же ситуация, но там-то весь процесс проходит с использование штатива, и спуск затвора производится посредством тросика (плюс у «Фотокора» корпус, в сравнении с «Москва-5», практически невесомый), так что сам факт снимка фотографом воспринимается несколько иначе (в каком-то смысле ярче). А тут, получается что ты старался, параметры экспозиции выставлял, кадр выбирал, затвор взводил и... вроде снимок сделан, но ты испытываешь некоторое неудовлетворение от финала. Наверное, можно сравнить с сексом с надувной женщиной — ноль эмоций в ответ (надеюсь, вы понимаете, что я хочу сказать). В добавок, после общения с зеркалками, выбор кадра по «мёртвому» видоискателю сильно напомнил фотографирование «мыльницей».

Новые обстоятельства — новые печали

Вообще, в проводимой мной тестовой фотосессии, меня больше всего интересовало то, какой рисунок даёт имеющийся на данной камере объектив (в особенности то, какое у него боке), поэтому я планировал, по возможности, отснять тестовую плёнку на полностью открытой диафрагме, протестировав таким образом камеру в портретном режиме. Но, оказалось, что этот фотоаппарат оснащён относительно широкоугольным объективом, минимальная дистанция фокусировки которого (1,5 метров) не позволяет сделать крупный портрет (о макро тоже можно забыть). Это открытие меня немного раздосадовало. Усугубило досаду полное отсутствие обратной связи от камеры при выборе кадра — выбираешь композицию по видоискателю, без малейшего представления не только о том, действительно ли объект съёмки находится в фокусе, но и при полном отсутствии понимания глубины резкости. Касательно этого момента, я конечно знал на что иду, и видимо к съёмке дальномерными камерами просто нужно привыкнуть. Ну, да ладно, буду снимать, а там посмотрим, что получится.

Факир был пьян?

Я, естественно, с самого начала, замахнулся именно на кадр размером 6x9 см, которых на 120-ой плёнке умещается всего 8 штук (при том что «Москва-5» так же позволяет снимать кадры размером 6x6 см, которых на плёнке умещается аж 12 штук). Учитывая столь малое количество возможных снимков, во время фотосессии, конечно же, особо разгуляться не удалось. Съёмку производил на просроченную на 10 лет цветную негативную плёнку Фуджи чувствительностью 400 единиц. Экспозицию во всех случаях выставлял, доверясь своей интуиции и накопленному в этом деле практическому опыту (но при полностью открытой диафрагме). Учитывая все эти обстоятельства, результат фотосъёмки даже для меня был, мягко говоря, непредсказуем.

Ну что же, плёнка проявлена и отсканирована. Что можно сказать о полученных результатах и какие выводы из этого можно сделать? Сначала о результатах.

  1. По части экспозиции, можно сказать, что я везде попал «в яблочко». Видимо, сама плёнка оказалась весьма терпимой к погрешностям в экспозиции, что положительную сказалось на результатах.
  2. На полностью открытой диафрагме, объектив не показал ничего выдающегося ни по части разрешения, ни по части боке. Да и вообще, нужно честно сказать, что при полностью открытой диафрагме, разрешение у данного объектива достаточно низкое. Кроме того, при малой глубине резкости на коротких дистанциях (если конечно 1,5 м. можно назвать короткой дистанцией), абсолютно нельзя быть уверенным в том, что объект съёмки действительно в фокусе (из-за того, что дальномер и видоискатель разнесены по разным окошкам на корпусе камеры).
  3. Полной неожиданностью для меня оказалось то, что половина отснятых мной кадров получились «дёрнутыми». «Дёрнутыми» оказались даже кадры, снятые с выдержкой 1/100 сек. Казалось бы, столь массивный корпус камеры мог сгладит колебания кисти руки, возникающие при нажатии кнопки спуска, но это оказалось не так. Думаю, здесь дело ещё и в том, что кнопка спуска на данном аппарате расположена под левую руку, а не как обычно под правую, и мне просто было непривычно её нажимать.
  4. Совсем уже меня убило то, что некоторые кадры оказались неверно откадрированы (вплоть до обрезанных голов). Вот тебе и видоискатель.

Как вы понимаете из вышесказанного, по части фото-результатов проведённого теста, мне особо предъявить нечего, но, всё же, один кадр мы здесь рассмотрим. Это один из тех кадров, которые получились «НЕдёрнутым» (видимо потому, что он был снят с выдержкой 1/250 сек).

Да, голова в кадр не попала (и не попала сильно), при том, что по видоискателю она была в кадре. Учитывая то, что дистанция до снимаемого объекта была не такая уж и маленькая, это вдвойне странно. По идее, по крайней мере в данном случае, расхождение реального кадра с данными видоискателя не должны быть столь катастрофическими. Но, факт остаётся фактом.

Фокус наводил на лицо, но, как оказалось, промахнулся, и он переместился на самый низ куртки (на застёжку молнии). Разрешающую способность (или «неспособность») объектива можете попробовать оценить сами, по фрагменту, который оказался в фокусе.

Какие из всего этого можно сделать выводы?

  1. Не думаю, что в дальнейшем буду снимать этой камерой с диафрагмой, открытой больше чем до 5.6 — 8.
  2. В следующий раз, попробую снимать кадры размером 6x6 см. Тут тебе и экономия плёнки, и возможность попробовать соотношение сторон кадра 1x1.
  3. Придётся обратить особое внимание на то, как я произвожу нажатие спусковой кнопки, а может быть даже рассмотреть вариант использования спускового тросика.
  4. Стало понятно, что при выборе кадра по видоискателю, следует давать достаточно большой запас по всем четырём сторонам, дабы избежать обрезанных голов, ног и прочего.

Вот такой получился эксперимент. Куплю ещё одну 120-ую плёнку, но отснять её планирую не раньше мая месяца (о результатах отпишусь).

Комментарии посетителей (13):

VINSerg
26 февраля 2020 10:12
Интересная статья. Единственный недостаток, очень мало примеров, но думаю это будет поправимо.
26 февраля 2020 10:44
2VINSerg: Из заметки же вроде понятно почему "примеров" мало. На плёнке всего 8 кадров, 4 из них "дёрнутые", некоторые из получившихся ("НЕдёрнутых") кадров сняты по 2 дубля с разной экспозицией. Так что особо публиковать-то и нечего. А испорченные кадры вряд ли кого-то заинтересуют.
макс
26 февраля 2020 11:08
Интересная статья, жду продожения. Действительно не стоит расчитывать на открытую диафрагму! Разрение оптики ниже, причём это касается не только фото оптики но даже телекамер! Хотябы на ступень - две надо закрываться!
26 февраля 2020 11:12
2макс: Видимо :) Но если честно, я по наивности надеялся что у этого объективчика разрешение повыше. Но не фортануло :)
bkar
18 августа 2021 08:42
Боже мой...
Сплошное умничанье.
18 августа 2021 09:15
bkar, что не так❓ Где тут "умничанье"❓
Алексей
16 сентября 2021 01:35
Чтоб не дергать лучше пользоваться рычажком под левой рукой, впереди на крышке. Его как раз кнопка нажимает. Можно снимать и на 1\30. спуск очень мягкий. Примерно как при стрельбе на дистанцию действуйте. Ошибка кадрирования, проверьте как выставлен переключатель на визоре и проверьте по матовому стеклу без пленки. Объектив на москве обычно не отюстирован толком, сделайте как надо. в дальномере надо натянуть пружинку, чтоб люфта не было. Посмотрите в нете есть инструкции и все это настроить. Отладите снимки, тем более на слайд будут очень неплохими. Плюсы очень заметны где нить в Камбодже или подобной жопе. Упрут, утопишь, разобьешь, не хассель, пережить можно. А формат решает много. И аккумулятор не разряжается. Под ливень попал, просушил и вперед. А цифра идет в мусорку ибо сырость убила схемы или муравьи внутрь набились какие. Иконта чуть получше по качеству и по стеклу.
Алексей
16 сентября 2021 02:45
А! Еще одно. Глубина резкости на паре метров будет сантиметров 3- 5 при 5.6. То есть дело не в объективе, а в том, что на такой дистанции на открытой диафрагме снимать нереально на практике. Легкое движение корпуса и резкость ушла. Таблицу глубины приклейте на крышку, чтоб не заучивать.
16 сентября 2021 08:02
Алексей, спасибо за информацию про юстировку, поищу в сети 👍
Ортодокс
8 ноября 2021 06:15
Дело было не в машине... - каскадер сидел в кабине.
константин
7 февраля 2022 15:46
А пишут , что у Москвы 1-4 объектив , при меньшей светосиле, рисует краше 5 й Москвы. А спор между цифристами а аналогофилами , угаснет со смертью последнего свидетеля ,жившего при выпуске аналоговой техники ( обожал выпивать под бобинный магнитофон).😝
7 февраля 2022 16:08
Константин, вполне в это верю, т.к. ИМХО хуже чем на 5-ой Москве объектив на первых моделях будет вряд ли 😉, хоть я ими и не снимал. Так что нужно понимать, что в светосиле ради светосилы смысла не много - доказано Москвой-5 😄.
Wrrtep
31 января 2023 11:06
На ней начинать лучше с гиперфокала)
А для портрета она точно не катит.

Написать комментарий:


Максимальный размер файла загружаемого изображения 10 Мб