Блог / Среднеформатная камера «Rodenstock Daro III»: описание, характеристики, зарядка рольфильм-адаптера
19 апреля 2020
После того как я был несколько разочарован первым знакомством с фотокамерой «Москва-5», я машинально стал присматриваться к другим среднеформатным «гармошкам». По правде сказать, хотелось поэкспериментировать с чем-нибудь типа «Фотокор-№1» — камера с простеньким анастигматом, у которой наводка на резкость осуществляется по матовому стеклу посредством растяжения мехов. В итоге, на глаза мне попал один немецкий фотоаппарат первой половины 30-х годов XX века, о котором я и хочу сегодня рассказать. В данной заметке мы познакомимся с самим аппаратом, его характеристиками и некоторыми особенностями работы с ним. Рассмотрению же результатов первой фотосессии с участием данной камеры будет посвещена отдельная заметка. Следует отметить, что не смотря на то, что здесь мы говорим о конкретной модели фотоаппарата конкретного производителя, почти всё сказанное будет во многом относиться и к другим камерам (как среднеформатным, так и крупноформатным) имеющим столь же простую конструкцию.
Камера
Знакомьтесь, «Rodenstock Daro III» — среднеформатная камера с номинальным размером кадра 6x9 см.
Пара слов о производителе. Компания «Rodenstock» была основана в Баварии в 1877 году (существует по сей день), и изначально специализировалась на выпуске очков, оправ для очков, барометров и некоторых других приборов. С 20-х годов XX века компания начала производить объективы для фотокамер по заказам производителей фотоаппаратов. В 20-х — 30-х годах XX века компания выпускала собственные фотокамеры.
Не исключено, что изначально конструкция данной модели фотоаппарата, предполагала использование кассет для стеклянных фотопластин, но одному из бывших владельцев моего экземпляра повезло обзавестись адаптером «Rollex Patent» под рольфильм (120 тип), хотя возможно эта камера с самого начала комплектовалась таким задником. Это как раз то, что мне и было нужно: фокусировка по матовому стеклу (матовое стекло идёт в комплекте с камерой) с объективной оценкой границ кадра и глубины резкости (никаких больше дальномеров), и, при этом, съёмка на 120-ую плёнку. Значит можно будет попробовать цвет! Честно признаюсь, что на приобретение данной камеры меня, кроме прочего, подтолкнуло именно наличие в комплекте задника под 120-ую плёнку. В дальнейшем, можно будет поискать для фотоаппарата кассеты под фотопластины, но, по большому счёту, если рольфильм-адаптер работает нормально, то это не имеет никакого практического смысла. Замечу, что сохранилось достаточно много раскладных НЕзеркальных «гармошек» того времени самой разной конструкции, изначально заточенных под рольфильм и не оснащённых дальномером, но наводка на резкость по шкале расстояний (а другого варианта фокусировки для таких камер нет), это, я вам скажу, что-то уже совсем неадекватное. Здесь же, как я уже сказал, для фокусировки имеется матовое стекло.
Затвор
«Compur» — центральный фотозатвор, разработанный немецким инженером Фридрихом Декелем, выпускавшийся для различных фотоаппаратов с 1912 по 1952 годы (40 лет) фирмой F. Deckel (Мюнхен, Германия). Умеет отсекать выдержки 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100 и 1/250 секунды (мой старенький «Зенит-122» со своими пятью выдержками нервно курит в окопе). Это просто мечта! Компуровские затворы действительно достаточно часто встречаются на довоенных немецких среднеформатных и форматных «гармошках». По информации из сети, выяснил что установленный на моей камере затвор был выпущен где-то в 1933-35 годах (№2619012). Синхроконтакта нет (на «Компурах» они появились только в 1949 году), но я и не планировал использовать данную камеру со вспышкой (да и ручную синхронизацию на длительной выдержке никто не запрещает).
Объектив
На камере установлен объектив Rodenstock Doppel Anastigmat Eurynar 105 мм f/3,8 — двойной (видимо симметричный) анастигмат, что понятно из названия. По информации из сети, определил что год выпуска моего экземпляра лежит где-то между 1930 и 1935 годами (№505315). В сравнении с фотокоровским «Ортагоз» f/4,5 этот «Eurynar» даже немного более светосильный (почти на 2/3 ступени?). Фокусное расстояние 105 мм, как раз под диагональ кадра (105 мм у кадра 6x8.6 см). Я весь в нетерпении, какой же данная оптическая система даст рисунок на среднем формате.
Знакомимся с аппаратом подробнее
Первое впечатление от камеры — да это же «Фотокор-№1», только чуть миниатюрнее :)
В таблице ниже приведены основные параметры камер «Rodenstock Daro III», «Фотокор-№1» и «Москва-5» (сравнение «Rodenstock Daro III» с камерами о которых я писал ранее).
Rodenstock Daro III | Фотокор-№1 | Москва-5 | |
---|---|---|---|
Год выпуска* | 1933-35 | 1939 | 1956-60 |
Фактический размер кадра | 60 мм x 86 мм | 90 мм x 120 мм | 55 мм x 86 мм, 55 мм x 55 мм |
Диагональ кадра | 105 мм | 150 мм | 102 мм, 78 мм |
Масса | 698 г ** | 1073 г ** | 865 г |
Затвор | |||
Название | Compur | ГОМЗ | Момент-24С |
Тип | Центральный затвор | ||
Выдержки | 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, T, B | 1/25, 1/50, 1/100, Д (T), К (B) | 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, B |
Объектив | |||
Название | Eurynar | Ортагоз | Индустар-24 |
Фокусное расстояние | 105 мм | 135 мм | 105 мм |
Относительное отверстие | f/3.8 | f/4.5 | f/3.5 |
Оптическая схема | Двойной симметричный (?) анастигмат | Четырёхлинзовый несклеенный полусимметричный анастигмат | Тессар |
Мин. дистанция фокусировки | менее 0.4 м*** | менее 0.4 м*** | 1.5 м |
* — приблизительный год выпуска моего экземпляра (где удалось установить по номеру деталей)
** — масса камеры с установленным матовым стеклом
*** — определяется степенью растяжения мехов
Очевидно что я даже не второй по счёту владелец этого фотоаппарата (ведь он уже девятый десяток лет разменял), но при всём при этом, ко мне камера попала в очень даже приличном состоянии. Конечно, время оставило свой след, но никаких явных признаков неквалифицированного ремонта или «колхозных» переделок аппарата я не выявил.
После «Фотокора», к этой камере нужно немного привыкнуть. Первое отличие от упомянутого мной отечественного аппарата, на которое сразу обращаешь внимание, это то, что после того как ты разложил фотоаппарат и установил рамку объектива в рабочее положение, сразу приступить к наведению фокуса на объект съёмки не получиться. Дело в том, что на данной камере (впрочем, как и у «Фотокора»), фокусировка сопряжена с растяжением мехов, и видимо поэтому, немцы предусмотрели на данном фотоаппарате специальный предохранитель на шкале расстояний, который призван уберечь меха от случайного чрезмерного растяжения. Чтобы приступить к фокусировке, сначала нужно пальцем отвести этот ограничитель в сторону.
По рулетке проверил на сколько показания на шкале расстояний фотоаппарата, соответствуют реальным дистанциям фокусировки. Учитывая малую длину шкалы и, соответственно, значительную погрешность, следует признать, что показания вполне адекватные — на дистанциях от 1,5 до 3 метров ошибка в пределах 5 - 8 см.
Указатель дистанции фокусировки
Так что шкалой расстояний для фокусировки вполне можно пользоваться, только при этом следует хотя бы немного прикрывать диафрагму.
Стоит упомянуть, что также как и «Фотокор» (да и «Москва-5»), данная камера имеет гнездо для установки на штатив с резьбой 3/8 дюйма, поэтому для использования её с современным штативом нужно иметь переходник с 3/8 дюймовой резьбы на 1/4 дюймовую.
Фактически, единственный действительно неприятный момент, который можно отметить в связи с этой фотокамерой, это то, что у рольфильм-адаптера шибер выдвигается и задвигается весьма туго. Видимо, впоследствии придётся сделать новый, из шибера от фотокоровской кассеты (у меня они имеются в запасе). Так или иначе, блокирующим этот недостаток назвать нельзя, так что если до первой фотосессии я с ним не разберусь, не беда. Главное чтобы фотоаппарат и адаптер не подсвечивали плёнку.
Зарядка плёнки в рольфильм-адаптер
В заметке посвящённой фотоаппарату «Москва-5» я проиллюстрировал процесс зарядки 120-ой плёнки фотографиями, но зарядка плёнки в рольфильм-адаптер существенно отличается от того как это делается в среднеформатных камерах типа «Москва-5». Всё дело в том, что катушки в таком адаптере размещены несколько иначе, нежели в обычной фотокамере. Ознакомившись с устройством своего адаптера, нарисовал две сравнительные схемы протяжки плёнки.
Схема протяжки плёнки в камере «Москва-5» (рис. А)
и в камере с рольфильм-адаптером (рис. Б)
При такой протяжке (рис. Б), отснятая часть плёнки, как и положено, наматывается на приёмную катушку ракордом наружу, а эмульсией вниз. На сколько я понимаю, именно так заряжается плёнка в кассеты таких камер как «Hasselblad», «Салют», «Киев-88» и подобных. Но тут я наткнулся на одну странность — если при переводе кадра поворачивать ручку перемотки в том направлении в котором указывает стрелочка на корпусе адаптера, то на приёмной катушке плёнка будет наматываться эмульсией наружу, что неверно.
Получается что стрелка указывает в неправильную сторону. Возможно, раньше отснятая часть плёнки действительно наматывалась на приёмную катушку эмульсией наружу, а потом её просто сматывали обратно на её родную катушку (во всяком случае другого объяснения этой странности я придумать не смог, тем более что этим можно объяснить наличие внутри адаптера специальных кусочков чёрной ткани, дополнительно прикрывающих обе катушки от света). Так или иначе, я буду заряжать плёнку так как это показано на моей схеме выше (рис. Б).
Итак, приступаем к зарядке плёнки в рольфильм-адаптер. Естественно, перед этим следует удостовериться что шибер адаптера стоит на своём месте и не допустит непреднамеренной засветки плёнки.
Открываем адаптер.
Вынимаем внутреннюю часть адаптера.
Транспортирующий механизм.
Пустую приёмную катушку я установил на свое место заранее.
Устанавливаем катушку с плёнкой на её посадочное место правильной стороной, вытягиваем конец ракорда.
Протягиваем ракорд.
Вставляем конец ракорда в паз на приёмной катушке.
Поворотами рукоятки по часовой стрелке, наматываем пару оборотов ракорда на приёмную катушку.
Транспортирующий механизм снаряжён...
... и готов к установке на место.
Устанавливаем его в адаптер.
Закрываем крышку адаптера и, поворачивая по часовой стрелке ручку перемотки кадров, выставляем плёнку на первый кадр по метке в окошке счётчика кадров.
Теперь камера готова к съёмке. Как я указал выше, первой фотосесси с участием моей камеры «Rodenstock» и разбору результатов этой фотосессии будет посвещена отдельная заметка.
P. S. — По правде сказать, карантин и сопутствующие ему ограничения сильно помешали моим планам отснять этим фотоаппаратом первую пробную плёнку, но надеюсь что ближайшие месяц-два всё наладится и тогда будет о чём рассказать и что показать. Ждём-с.
Читайте также:
Комментарии посетителей (14):
Подвижная шкала - это не "предохранитель от случайного чрезмерного растяжения меха" да и как его можно случайно чрезмерно растянуть? Это ж просто защелка для быстрой фокусировки объектива на бесконечность - такая штука практически на всех камерах подобного типа стояла, отличаясь лишь конструктивным исполнением.
В инструкции к Роллексу есть картинка со схемой заправки пленки и там показано, что пленка заправляется на верхнюю катушку именно в направлении стрелки, да еще и есть предупреждение, дескать, "ахтунг, в этом адаптере раккорд наматывается на принимающую катушку черной стороной наружу - так и нужно, это пленке не повредит". Похоже, что у изобретателя этой конструкции были какие-то объективные причины для того, чтобы так ее заправлять.
Интересно, что у моего Роллекса шибер тоже чрезмерно туго ходит, по ощущениям раза в два тяжелее чем в обычной кассете, что меня несколько беспокоит. Но он у меня не родной - адаптер мне достался без шибера и я туда шибер из цейсовской кассеты запихнул. У него толщина с краской около 0.3 мм, есть подозрение что родной Роллексовский шибер был потоньше, 0,25 например. А у Вас шибер в Роллексе был изначально? Какая у него толщина?
Получилось ли что-нибудь сфотографировать? Было бы интересно об этом почитать.
Finist, сфотографировать несколько кадров получилось, но ИМХО камера прямого визирования формата 6×9 весьма неудобна - очень маленькое матовое стекло и т.п. 😔. В общем, Фотокор с адаптером под 120-ую плёнку мне кажется удобнее (у меня в блоге есть заметка про такой рольфильм адаптер https://lead-pepelats.ru/blog/color-photo-with-fotokor-1/ ) 😉.
По поводу толщины шибера - камера на даче, так что прямо сейчас никак не смогу измерить 🤷♂️.
Finist, весьма возможно ☝️.
А как же насчет "Как я указал выше, первой фотосесси с участием моей камеры «Rodenstock» и разбору результатов этой фотосессии будет посвещена отдельная заметка." и "Я весь в нетерпении, какой же данная оптическая система даст рисунок на среднем формате."? Есть у нас шанс когда-нибудь увидеть эту отдельную заметку и рисунок Rodenstock Doppel Anastigmat Eurynar на среднем формате?
Finist, ну вы меня подловили, да 😊. Там дела обстоят так: я этой камерой отснял всего одну плёнку (цветную), на плёнке максимум умещается 8 кадров, некоторые кадры получились ущербными из-за засветок (кассеты таки светят из под шибера). По сути, без изъянов получился один кадр, на котором мне позировал сын. В итоге, для отдельной заметки этого маловато, а снимать ещё плёнки при таком раскладе (цвет 120-ый весьма дорог) чёт мне как-то неохото 😬. Больше надежд в этом смысле я связываю с камерой 6×4.5 (см. https://lead-pepelats.ru/blog/zeiss-ikon-60x45/ ) — экономнее и объектив рисует неплохо. Ну и статистика сайта показывает, что камера героиня данной заметки мало кого интересует (почти никого), так что у меня реально нет стимула 🤷♂️😊.
Мне кажется, что на довоенные камеры лучше снимать на черно-белую пленку, а цветные снимки на них выглядят как-то неестественно. Так же и музыка - лучше всего звучит на той аппаратуре, которая существовала во время ее создания. Хотя, каюсь, и сам рассматривал возможность съемок на фильмпаки от Fuji, но пока я думал - их сняли с производства! :)
А насчет статистики - на мой взгляд, сайты, подобные этому (кстати говоря, сделан отлично - сразу видно, что автор явно имеет отношение к IT) :) в наше неспокойное время имеет смысл делать в первую очередь для себя. Максимум - для небольшой группы единомышленников. А для небольшой группы единомышленников - какая-такая статистика? Там один человек может стоить сотню праздношатающихся (конечно, себя я не имею в виду 😊 ). И, между прочим, я зашел сюда в первый раз исключительно потому что искал хоть кого-нибудь у кого, как и у меня, есть Rollex Patent и камера 6х9 - а тут на тебе: "статистика показывает"... "нет стимула..."! :)
Ну, мой сайт/блог и сделан "для себя" 😊, просто я чрезвычайно ленив, и поэтому, если бы у меня было бы больше стимулов (например поситители чем-то определённым больше интересовались), меня бы, вероятно, это провоцировало бы на бОльшие свершения 😊. Как-то так.
Хотел было написать "Не верю!" как Станиславский, потому что чрезвычайно ленивый человек в жизни не потратит столько труда на такое тщательное изложение своих мыслей. Но потом прочитал Ваш пост "Думы над блогом". Так, стало быть, на интерес посетителей Вы в действительности не очень-то и рассчитываете?
Интересно, что я тоже потратил лет десять ровно на то же самое - поиск единомышленников, популяризация и "причесывание". И ровно с таким же эффектом. У меня даже ситуация оказалась еще хуже - я писал научно-популярные статьи на форумах, которые в настоящее время еще и благополучно канули в небытие. Единомышленников обнаружилось один, максимум два, популяризация - нулевой уровень, "причесывание" - да, тут есть некоторый эффект. А если отталкиваться от "причесывания" - то тут, конечно, каждый решает сам за себя что и как ему "причесывать" и я в этом вопросе уж точно не советчик. Но мне кажется, что было бы интересно несколько упорядочить результаты фотосессий и составить нечто вроде сводной таблицы примеров изображений, полученных через различные объективы. В этом плане Eurynar тоже мог бы пригодиться.
Результаты фотосессий упорядочить получается только добавлением новых фото (если таковые имеются) в комментах. А как-то разблюдовку по объективам делать сложновато, ибо тут и форматы разные, и фокусные расстояния, и прочее. В любом случае, объективов разных на свете много, и если я как-то сведу в одну таблицу 5-8 своих линз, думаю от этого будет мало пользы. Да ещё и проблема в том что всё время урывками получается фотографией заниматься. Вот с весны мечтал снова поснимать ФэКаДэхой, а времени до сих пор не нашёл, тем более такую камерищу в карман точно не положишь (а штатив вообще как слон весит), да и проявлять кадры приходится сразу после экспонирования.
А про форумы и всякие ВК и к⁰ - это ИМХО вообще такая помойка 😊. В общем, в своём блоге мне комфортнее 😊. А что за научпоп статьи? На какие темы?
Конечно, нельзя объять необъятное, но, как говорится, курочка по зернышку клюет. Пока их 5-8 как раз хороший момент, чтобы выбрать какой-нибудь тестовый сюжет и отснять его на все камеры. Потом к ним можно будет постепенно добавлять новые результаты - получится неплохая коллекция. (̶А̶ ̶е̶щ̶е̶ ̶х̶о̶р̶о̶ш̶о̶ ̶б̶ы̶ ̶п̶е̶р̶е̶к̶и̶н̶у̶т̶ь̶ ̶м̶о̶с̶т̶ ̶ч̶е̶р̶е̶з̶ ̶п̶р̶у̶д̶и̶к̶ ̶и̶ ̶п̶о̶с̶а̶д̶и̶т̶ь̶ ̶т̶у̶д̶а̶ ̶к̶у̶п̶ц̶о̶в̶,̶ ̶ч̶т̶о̶б̶ы̶ ̶о̶н̶и̶ ̶т̶о̶р̶г̶о̶в̶а̶л̶и̶ ̶р̶а̶з̶л̶и̶ч̶н̶ы̶м̶и̶ ̶п̶о̶л̶е̶з̶н̶ы̶м̶и̶ ̶т̶о̶в̶а̶р̶а̶м̶и̶.̶.̶.̶) :) Я надеюсь, Вы же не собираетесь останавливаться на достигнутом? :) Сайт/блог тем и хорош, что, в отличие от богомерзких социальных сетей, можно сколько угодно возвращаться к интересным страницам и они все будут на месте лежать и никуда не денутся (по крайней мере, если автор этого не захочет). Не знаю, как другим, а мне лично было бы интересно увидеть сразу на одной странице чем, например, Nettar от Москвы отличается вне зависимости от того, какое у них там фокусное расстояние. Собственно, Вы же выложили выше сводную таблицу с основными параметрами камер, хотя там их и всего три - значит в сводных характеристиках есть какой-то смысл? И действительно есть - удобно и наглядно. То же и со снимками. Нисколько не призываю все бросить и заняться этим, но может, стоит подумать?
Со временем - это да, беда... Вроде только задумал что-то сделать, смотришь - а уже год прошел а то и два и глазом моргнуть не успеваешь! Но заставлять себя надо! :) А то так вся жизнь пройдет в неотложных и очень важных делах, о которых потом и не вспомнишь...
Научпоп по истории техники. В основном, авиационной, но мне в принципе интересна любая история техники. С инженерным уклоном - описания различных редких приборов, устройств, способов расчета различных штук. Для примера можно вот это посмотреть, случайно осталось: https://1drv.ms/b/c/d32cce9e5ba48d80/EaiiRIwSDDVPhDlauNOTGe0BcDOVPhkAI0r_3aDJmoNfwA?e=51PQ8N
Кому интересно (Finist), вот нашёл у себя скан того самого единственного более-менее получившегося фото из снятых камерой «Rodenstock Daro III». Снимал на цветную киноплёнку 60 мм. шириной (по краю кадра немного видна перфориция), ничего не правил ни по цветам, ни по уровням — скан как есть. Вот такой рисунок даёт объективчик на полностью открытой «дырке».
Интересно, спасибо! По-моему, неплохо! Надо же, как точно в фокус удалось попасть!
Штатив + статичный объект съёмки позволяют выставить фокус достаточно точно 😊.