Свинцовый Пепелац

Гравюры из фильма «Девятые врата»

11 декабря 2020

Я уже делал заметку о фильме Романа Полански «Девятые врата», но решил поговорить о нём снова. Сегодня хочу чуть подробнее рассмотреть девять гравюр, вокруг которых закручен сюжет фильма. Как я уже отмечал в прошлой своей заметке, в фильм Полански эти гравюры попали из романа «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» Артуро Переса-Реверте, по мотивам которого фильм и снят.

По сюжету, девять гравюр приведённых в труде «Книга о девяти вратах в Царство теней» изданном Аристидом Торкьией в 1666 году, воспроизводят гравюры из «Delomelanicon» — более раннего издания, авторство которого приписывают самому Сатане. Эти гравюры — адские загадки, разгадав которые, можно вызвать князя тьмы. Давайте сравним гравюры, показанные в фильме, с гравюрами, приведёнными в оригинальном романе Артуро Переса-Реверте. Я заметил, что для своего фильма Полански изменил некоторые из этих гравюр. Зачем? Возможно, чтобы сильнее завязать их на конкретных персонажей своего фильма. Сразу оговорюсь, что для сравнения не буду подбирать «истинные» (с точки зрения сюжета) гравюры, а возьму произвольный набор изображений из романа и сравню с аналогичными по номеру гравюрами из тех, что показаны в фильме.

Итак, начну с титульного листа книги.

Гравюры из фильма «Девятые врата»


Титульный лист в фильме.


Титул в фильме (слева) и в романе (справа).

Если немного приглядеться, то можно заметить, что в фильме кусающая себя за хвост змея обвивает ствол дерева несколько иначе, образуя при этом три своеобразных кольца. Также немного другая форма облака и кроны дерева.

Гравюра I — Никто, сражающийся не по правилам, этого не достигнет.

NEM. PERV. T QUI N. N LEG. CERT. RIT — NEMO PERVENIT QUI NON LEGITIME CERTAVERIT
NEM. PERV. T QUI N. N LEG. CERT. RIT — NEMO PERVENIT QUI NON LEGITIME CERTAVERIT

Гравюра в фильме.
Гравюра в фильме.

Сама гравюра не отличается, но в экземпляре Балкана отличается её название: вместо «NEM. PERV.T WVI N.N LEG. CERT.RIT» написано «SI. VM E.T A.V. VM» — молчание золото (SILENTIUM EST AUREUM).

Гравюра II — Открывают запертое.

CLAUS. РАТ.Т. — CLAUSAE PATENT
CLAUS. РАТ.Т. — CLAUSAE PATENT

Гравюра в фильме.
Гравюра в фильме.

Не отличается.

Гравюра III — Изроненное слово да сохранит тайну.

VERB. D.SVM CST ARCAN — VERBUM DIMISSUM CUSTODIAT ARCANUM
VERB. D.SVM CST ARCAN — VERBUM DIMISSUM CUSTODIAT ARCANUM


Гравюра в фильме.


Лучник крупно.


Лучник в фильме (слева) и лучник в романе (справа).

Изменена голова стрельца. Как я понимаю, это голова одного из братьев переплётчиков, которые и объясняют Корсо эту гравюру. Хотя, я могу ошибаться. На отсутствие в колчане стрелы не обращаем внимания, т. к. гравюра с пустым колчаном «ложная».

Гравюра IIII — Судьба не одинакова для всех.

FOR. N.N OMN. A.QVE — FORTUNA NON OMNIBUS AEQUE
FOR. N.N OMN. A.QVE — FORTUNA NON OMNIBUS AEQUE

Гравюра в фильме.
Гравюра в фильме.

Не отличается.

Гравюра V — Тщетно.

FR.ST.A  — FRUSTRA
FR.ST.A — FRUSTRA

Гравюра в фильме.
Гравюра в фильме.

Не отличается.

Гравюра VI — Обагащаюсь смертью.

DIT.SCO M.R. — DITESCO MORI
DIT.SCO M.R. — DITESCO MORI

Гравюра в фильме.
Гравюра в фильме.

Не отличается.

Гравюра VII — Ученик превосходит учителя.

DIS.S P.TI.R M. — DISCIPULUS POTIOR MAGISTRO
DIS.S P.TI.R M. — DISCIPULUS POTIOR MAGISTRO

Гравюра в фильме.
Гравюра в фильме.

Не отличается. На цвет шахматной доски не обращаем внимания, т.к. гравюра с белой доской «ложная».

Гравюра VIII — Добродетель лежит побеждённая.

VIC. I.T. VIR. — VICTA IACET VIRTUS
VIC. I.T. VIR. — VICTA IACET VIRTUS


Гравюра в фильме.


Гравюра в фильме (голова крупно).


Гравюра в фильме (слева) и в романе (справа).

Отличается существенно. Женщина, стоящая на коленях, в фильме заменена на мужчину и изменена голова человека в доспехах. Кроме этого, вместо меча у человека в доспехах в руках палица или дубина. Изменённые головы и пол фигур на гравюре, видимо, должны как-то ассоциироваться с конкретными персонажами фильма. Я не понял, какие персонажи имеются в виду.

Гравюра VIIII — Теперь я знаю, что из тьмы идет свет.

N.NC. SCO TEN.BR LVX — NUNC SCIO TENEBRIS LUX
N.NC. SCO TEN.BR LVX — NUNC SCIO TENEBRIS LUX


Гравюра в фильме.


Гравюра в фильме (слева) и в романе (справа).

Последнюю гравюру Полански тоже не обошёл особым вниманием. Изменена голова (причёска и лицо) женщины сидящей на драконе, её рука поднята вверх, отсутствует луна у живота и изменён замок (крепость). Понятно, что внешность девушки изменена для того, чтобы сделать её больше похожей на героиню Эмманюэль Сенье (в титрах фильма персонаж назван «The Girl»).

В связи с этой гравюрой, я заметил в фильме небольшой ляп. Когда Корсо сидит в библиотеке и книга у него раскрыта как раз на этой гравюре, можно заметить что гравюра идентична оригинальной гравюре из романа.


Гравюра на общем плане.


Гравюра в фильме на общем плане (слева), гравюра из романа (в центре) и та же гравюра в фильме крупным планом (справа).

Мистика :)

Ну и напоследок, поговорим о «правильной» версии девятой гравюры. Как известно, все три варианта этой гравюры оказались «ложными». Роман на этом и заканчивается: Корсо получает «такого дьявола, какого заслуживает», а Варо Борха... не получает того чего не заслуживает. Но Полански сильно поменял концовку истории и ввёл ещё одну девятую гравюру — «истинную», и она очень сильно отличается от трёх других экземпляров: причёска и лицо девушки, поднятая рука, отсутствует луна, другой замок (крепость), ночь, звезда.


«Правильная» девятая гравюра (по версии Полански).


Девушка крупным планом.


Звезда крупным планом.

Если у вас есть свои мысли касательно этих гравюр — напишите об этом в комментариях :)

P.S. — Названия гравюр и перевод этих названий с латыни подсмотрел здесь.

P.P.S. — первоначально данный пост был опубликован на моём канале на Яндекс Дзене 27 мая 2020 года.

Написать комментарий: