Свинцовый Пепелац

Первый мой немой фильм — снимаем любительской кинокамерой «Кварц» (Кварц-1)

30 июня 2022

На плёнку я фотографирую уже очень давно, но плёнка это же не только фото, но и киносъёмка. И вот, с некоторых пор, перепробовав самые разные плёночные форматы, стал я с большим интересом поглядывать на кинокамеры. Последней каплей стало то, что когда я в очередной раз пришёл за плёнкой в фотомагазин, то увидел на витрине коробочку с чёрно-белой 8-мм киноплёнкой. Вот я и подумал: «А почему бы нет?». Хотя, если честно, попахивает авантюрой 😄.

У меня большой опыт общения с самыми разными фотокамерами, от форматных «гармошек» до полуформатных шкальников, но кинокамера это, конечно, вещь совсем другого порядка. Без сомнения, накопленный опыт поможет мне в постижении новой техники, так что я настроен на получение приемлемых, а может быть даже хороших, результатов от общения с кинокамерой.

Выбор формата плёнки

Конечно, съёмку на 35-мм плёнку я для себя не рассматривал ни секунды, ибо это уже профессиональный, глубоко киношный формат: и плёнка очень дорогая (не 36 кадров же будешь покупать), и камеры под неё, мягко говоря, очень дорогие (да и габаритные). А что можно сказать про 16 мм? Этот формат конечно более доступный, но мне изначально хотелось чтобы сама камера была максимально компактна, а это можно получить только если снимать на 8-мм плёнку. Но, как оказалось, 8-мм плёнки бывают разные, как минимум это стандартные 8 мм и 8 Супер. Главная проблема совместимости этих форматов — разница в шаге и расположении перфорации относительно кадра и размере кадра. Какой же 8-мм формат выбрать? Будем отталкиваться от цены и доступности плёнки.

Выбор кинокамеры

Как я уже указал выше, хотелось чтобы кинокамера была максимально компактной, чтобы её было удобно носить с собой. При этом, хотелось чтобы она была аккуратной, изящной и добротно сделанной вещью, а не пластмассовым уродцем. Оговорюсь, что выбирал я только среди отечественных кинокамер — милые душе, и при этом весьма доступные по цене агрегаты. Первой камерой, которую я рассматривал к приобретению, был «Экран» — похоже самая маленькая из отечественных любительских кинокамер. «Экран» Казанского оптико-механического завода, это милейшая заводная малютка, у которой есть огромный недостаток — как я понял, плёнку, которой она питается, уже давно не производят. Так что «Экран», к сожалению, быстро отпал. Точно так же дела обстоят и с камерой «Кама» Красногорского механического завода. Стал я присматриваться к выпускавшемуся на том же Красногорском механическом заводе «Кварцу». «Кварцев» выпускалось несколько моделей, но я стал присматриваться именно к первой из всего модельного ряда, в частности потому, что у неё полностью отсутствует автоматическая составляющая — только ручной режим. И да, она тоже заводная, так что никаких богомерзких батареек 😋. При этом, снимает «Кварц» на плёнку 2×8 мм, которую я как раз и видел в продаже в фотомагазине. Ну что же, выбор сделан, осталось только купить такую камеру в рабочем состоянии.

Кинокамера «Кварц»

Сказано — сделано, камеру раздобыл.

Данная модель «Кварца» (её название иногда указывают как «Кварц-1») выпускалась с 1960 по 1968 год (мой экземпляр выпущен в 1962 году). Камера имеет два режима: простая съёмка (самосъёмка) и покадровая съёмка, и позволяет снимать с частотой кадров 8, 16 или 32 кадра в секунду (удивляет отсутствие киношной частоты 24 кадр/сек, но, нужно отметить, что на более поздних моделях «Кварца» несколько другой набор частот, включающий и 24 кадр/сек).

Покрутил аппарат в руках, поразглядывал органы управления — милейшая вещь, очень проста конструктивно и при этом весьма изящна. Спокойно и внимательно всё осмотрел — камера мне досталась в достаточно хорошем состоянии и вроде работает как надо: пружина взводится, ролики крутятся, механизм жужжит, грейфер двигается, обтюратор на просвет моргает.

Единственный изъян который я обнаружил, это сломанная крышка отсека для светофильтров на приставной ручке камеры. Полагаю, что при такой её конструкции, это распространённое заболевание.

Осматривая кадровое окно «Кварца» я впервые осознал насколько у 8-мм плёнки микроскопический размер кадра — 3,55×4,9 мм.


Именно в этом месте происходит вся магия 😊

В комплекте с камерой, кроме светофильтров и макронасадок, мне досталось две дополнительные насадки на объектив, которые приобретались отдельно от камеры: одна широкоугольная (×0,5), вторая наоборот — приближающая (×1,9).


Насадки на объектив

К этим двум насадкам на объектив прилагалась специальная насадка на визир камеры, с разметкой полей обзора для каждой насадки. Дело в том, что «Кварц» имеет очень простую конструкцию, а, соответственно, и обтюратор у неё самый простой (не зеркальный), поэтому камера имеет несопряженный визир, при котором без такой насадки не обойтись. К статье я приложил скан инструкции от этих комплектов насадок, который сделал со своего экземпляра (в сети не нашёл). Кстати, для упомянутой мной выше камеры «Экран» тоже выпускались похожие наборы насадок.


Насадка на визир


Метки визира с установленной на нём насадкой

Эти насадки будут очень кстати, т.к. у объектива «Кварца» нет трансфокатора.


Камера с насадками: слева — широкоугольная насадка, справа — длиннофокусная насадка.

Сам объектив как бы выставлен на гиперфокальное расстояние, и поэтому с ним наводка фокуса не требуется (на открытой диафрагме в фокусе всё от 1,6 м до бесконечности, а на меньших диафрагмах минимальная дистанция ещё короче — до 0,3 м на f/16). Кстати, на моём экземпляре «Кварца» установлен объектив «Юпитер-24» (f/1,9 12,5 мм), но на «Кварцы» также ставился объектив «Нева-1».

Инструкции от первой модели «Кварца» я в сети найти не смог, так что приложу к статье скан своей инструкции.

В общем, вроде по камере всё понятно, так что нужно покупать плёнку и переходить к съёмкам!

8-мм плёнка шириной 16 мм

Вообще, как не особо посвящённый в технические детали любительского кино, по началу я испытывал своего рода когнитивный диссонанс, т.к. получается что 8-мм плёнка на самом деле имеет ширину 16 мм и перфорацию по обоим краям. Съёмка на такую плёнку происходит в два прохода: за один проход в камере экспонируется только половина ширины плёнки, по окончании рулона подающая и приёмная бобины меняются местами и съёмка продолжается на вторую половину (как в двухдорожечных магнитофонах). После проявки плёнка разрезается вдоль и склеивается, давая удвоенную длину фильма шириной 8-мм. Таким образом получается что на площади одного 16-мм кадра размещаются четыре 8-мм кадра — экономия. Так что на проекторе смотрели именно 8-мм плёнку с перфорацией только с одного края. Конечно, следует понимать, что тут я описал так называемый «дабл» (Double) формат, и что раньше выпускались и 8-мм плёнки одинарной ширины.

Зарядка кинокамеры плёнкой

Точно так, как описано в инструкции от «Кварца», мне зарядить плёнку в камеру не удалось (ИМХО это невозможно), так что пришлось на ходу импровизировать. В общем, я осознаю что не всё сделал по инструкции, но, тем не менее, плёнку зарядил как надо 😊. Весь процесс зарядки я снял на видео, так что можете сами посмотреть что там к чему.

Проявка киноплёнки FOMAPAN R

Как оказалось, обращаемая ЧБ плёнка FOMAPAN R что я купил, проявляется по собственному процессу Foma R-100. Так как у меня нет ни бачка для проявки 16 мм киноплёнки, ни опыта общения с позитивным процессом, ни условий для занятия этой своего рода алхимией, для проявки плёнки я стал искать подходящую фото/кинолабораторию. Искомое нашёл в производственном кооперативе «ФОТО.ХИМИКИ» — замечательная команда энтузиастов и единомышленников, ставящая целью возрождение классических фотопроцессов. Кроме производства и продажи химии и аксессуаров для аналоговой фотографии, эта организация предоставляет и лабораторные услуги по проявке (в том числе и по процессу R-100) и сканированию аналоговых фотоматериалов. Мои наилучшие рекомендации!

Результаты

Как обычно, прежде чем поговорить о результатах, скажу пару слов о самом процессе съёмки совершенно новым для меня агрегатом, коим является «Кварц».

Ну и первое о чём скажу, это то, что снимать «Кварцем» гораздо проще чем плёночными фотокамерами той же эпохи: фокус наводить не нужно, выдержку устанавливать не нужно (снимал в основном с частотой 16 кадров в сек., но, из-за недостаточной освещённости, некоторые фрагменты сняты с частотой 8 кадров в сек.), так что, в большинстве случаев, управлять экспозицией остаётся только при помощи диафрагмы.

Из того, на что нужно при съёмке «Кварцем» обратить особое внимание, упомяну коварный несопряжённый визир: во первых, не стоит забывать про параллакс, а во вторых, нужно не забывать снимать крышку с объектива ☝️.


Плёнка проявлена и разрезана

Оцифровка проявленной плёнки проводилась покадровым сканированием. Единственная правка которой подвергся итоговый фильм, это автоматическая коррекция уровней для каждого кадра, что несколько выправило картинку по контрасту в случаях где я сильно ошибся по части экспозиции (тем более, что, по рассеянности, я иногда забывал закрывать диафрагму до нужного значения, в следствии чего получался сильный пересвет). Экспозицию при съёмке я определял «на глазок» (пресловутое «Sunny 16»), так что иногда в этом плане значительно промахивался. Вообще нужно иметь в виду, что в сравнении с негативной, обратимая плёнка гораздо более чувствительна к ошибкам экспозиции.

Что касается итоговой картинки, то в случаях где были ошибки экспозиции вылезло бешеное зерно. Оптическое разрешение объектива с широкоугольной насадкой, учитывая мизерный размер кадра, вполне себе неплохое (почти вся плёнка снята именно с широкоугольной насадкой). Почему-то картинка мерцает, вероятно шалит обтюратор (неравномерно вращается?).

А вот и само получившееся видео:

Ну и в заключении скажу, что для меня это был очень интересный опыт, так что в дальнейшем планирую продолжать покорять вершины немого кино 😜, тем более что мне нужно несколько поработать над своей операторской техникой.

P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.

Прикреплённые файлы:

    Инструкция к кинокамере Кварц-1.pdf

    Дата публикации: 30 июня 2022
    Сканиваний: 5
    Настоящее описание содержит основные правила пользования киносъёмочной камерой «Кварц» и руководством по киносъёмке не является.

    Насадки на любительские кинокамеры Кварц и Кварц-2.pdf

    Дата публикации: 30 июня 2022
    Сканиваний: 2
    Телескопические насадки 0,5x и 1,9x применяются на объективах «Юпитер-24» или «Нева-1» с фокусным расстоянием 12,5 мм для изменения его соответственно на 6,25 мм и 25 мм.

Комментарии посетителей (1):

VINSerg
30 июня 2022 10:25
Атмосферно😃👍

Написать комментарий:


Максимальный размер файла загружаемого изображения 10 Мб