Блог / Пробуем ещё один способ съёмки на фотобумагу
28 июля 2025

Давно руки не доходили до каких-нибудь интересных фотоэкспериментов, но вот, наконец, сподобился (спасибо отпуску 😊).
Как обычно ничего выдающегося, но, тем не менее, весьма интересный опыт съёмки на фотобумагу с длительными выдержками. У меня в блоге уже есть некоторое количество заметок про фотографирование на фотобумагу (кому интересно, ознакомьтесь), но там во всех случаях, за исключением соларографий, был обычный подход к съёмке: экспонирование, проявка скрытого изображения, фиксация снимка, сканирование полученного негатива. Сегодня же я попробую немного другой подход, такой же как используется при съёмке на фотобумагу упомянутой чуть выше соларографии, т.е. экспонирование с настолько длительной выдержкой, что на фотобумаге появляется не скрытое, а явное изображение (есть у фотобумаги такое интересное свойство), не требующее проявки. Причём, в отличии от съёмки очень «тёмной» обскурой, съёмка обычной аналоговой камерой с линзовым объективом на диафрагмах порядка f/3.5-f/5.6, позволяет получить достаточно «крепкий» снимок при выдержках в несколько часов, а не месяцев (по крайней мере при экспонировании на открытом воздухе в более-менее солнечный день).
Итак...
На этот раз я не стал заморачиваться с форматом кадра, и решил провести сей простенький эксперимент с малоформатным (24×36 мм) Зенитом-122, тем более у него весьма удобно реализована выдержка «Д» (выставил выдержку «B», нажал кнопку спуска и, не отпуская кнопку спуска, повернул её головку против часовой стрелки на 90°).
Фотобумагу использовал ту что у меня была — бромпортрет 80БП от «Славич» (глянцевая полумягкая). При красном фонаре нарезал несколько кусочков бумаги такого размера, чтобы их можно было удобно и надёжно разместить в фильмовом канале Зенита.
Ну и, конечно же, понадобился штатив.
Условия съёмки и результаты*
* — получившиеся негативы сканировал на планшетном сканере с разрешением 1600 dpi, затем обращал в позитив и отражал по горизонтали в фотошопе. Т.к. данная технология съёмки даёт не очень контрастную картинку, я подправил уровни итоговых изображений всё в том же фотошопе.
Все дубли, где не указано иного, сняты «фишаем» Зенитар-М 2.8/16 мм с фокусом выставленным на бесконечность.
Каждый дубль я сопроводил снимком приблизительно того же ракурса, но сделанным на смарфон — очень интересно сравнить исходную картинку и то, каким получается изображение сделанное на длительной выдержке на фотобумаге без проявки.
Картинки результатов кликабельны.
Кадр #1
12 июля 2025 — очень солнечный, практически безветренный день (+35°C), диафрагма f/5.6, экспонировал с 10:15 до 19:38 (выдержка 9 час. 23 мин.). Заряжал бумагу в камеру при красном фонаре.

Диафрагма f/5.6, выдержка 9 час. 23 мин., оригинальный скан тут

Камера за работой
Очень недурной результат! Не смотря на то, что день был почти безветренный, флаг на доме таки «размазался», что забавно. На исходном скане в правом верхнем углу кадра можно увидеть солнечный трек (на финальном снимке его почти не видно из-за того, что я правил уровни).
Кадр #2
13 июля 2025 — солнечный день, но Солнце то и дело пряталось за лёгкими облачками, диафрагма f/5.6, экспонировал с 9:36 до 15:36 (выдержка 6 час.). Заряжал бумагу в камеру при приглушённом свете.

Диафрагма f/5.6, выдержка 6 час., оригинальный скан тут

Камера за работой
Вроде ничего выдающегося, просто ещё один кадр.
Кадр #3
15 июля 2025 — солнечное утро, светлая облачность днём, диафрагма f/2.8, экспонировал с 9:42 до 15:22 (выдержка 5 час. 40 мин.). Заряжал бумагу в камеру при приглушённом свете.

Диафрагма f/2.8, выдержка 5 час. 40 мин., оригинальный скан тут

Камера за работой
В общем-то, даже трава не так плохо проработалась.
Кадр #4
16 июля 2025 — пасмурное утро, светлая облачность днём, практически безветренный день, объектив Гелиос-44М-7 2/58 мм, диафрагма f/3.5, экспонировал с 9:29 до 15:31 (выдержка 6 час. 2 мин.). Заряжал бумагу в камеру при красном фонаре.

Диафрагма f/3.5, выдержка 6 час. 2 мин., оригинальный скан тут

Камера за работой
Специально выбрал такой ракурс, чтобы неба было поменьше, а зелени побольше. Результат весьма недурён.
Кадр #5
17 июля 2025 — солнечный, практически безветренный день, диафрагма f/5.6, экспонировал с 10:06 до 20:06 (выдержка 10 час.). Заряжал бумагу в камеру при красном фонаре.

Диафрагма f/5.6, выдержка 10 час., оригинальный скан тут

Камера за работой
Я как-то не учёл, что в конце дня Солнце «войдёт» в кадр, в результате получился солнечный трек. Мило 😊. Флаг на доме, не смотря на практически полное отсутствие ветра, снова растушевался до почти полной прозрачности.
Кадр #6
18 июля 2025 — солнечный, маловетренный день, диафрагма f/4, экспонировал с 10:20 до 20:20 (выдержка 10 час.). Заряжал бумагу в камеру при красном фонаре.

Диафрагма f/4, выдержка 10 час., оригинальный скан тут

Камера за работой
Ставил камеру достаточно поздно, когда Солнце уже прошло часть своего дневного пути, поэтому солнечный трек на этот раз начинается не из-за горизонта, а из-за ствола дерева 😊. Зелень хоть и слабовато, но в общем-то тоже проработалась.
Можно ли закрепить изображение?
Понятное дело, что полученные таким образом изображения на свету сначала быстро потеряют контраст, а затем и вовсе исчезнут из-за полного потемнения бумаги. Mike Tanen где-то в сети нашёл инфу, что такое изображение можно закрепить обработав снимок обычным кислым фиксажом. Ну что же, я попробовал сей метод на одном из дублей. Да, снимок зафиксировался, но...

Верхняя картинка — скан до фиксажа,
нижняя — скан после фиксажа.
Как видите, заметное снижение плотности негатива, а значит и контраста, как итог, утрата мелких деталей изображения. Что я мог сделать не так или не учесть 🤔? В общем, тема фиксирования подобных снимков для меня пока остаётся открытой 😔, так что вопрос знатокам/химикам.
Итого
Ну что можно сказать? Сделанные описанным выше способом снимки получаются весьма интересными, как бы немного сумрачными что ли. Видно, что небо всегда получается равномерно светлым (даже если в реальности были облака). Трава и прочая зелень, даже на открытых для Солнца участках и даже если весь день Солнце шпарило как бешеное, прорабатывается очень слабо. Вот такие пироги 😊.
Ну а вообще, ИМХО, данный способ фотографирования идеально подойдёт для ленивых и для зумеров — экспозицию определять не надо, морочиться с химикатами не надо, камера работает, а ты можешь тем временем валять дурака 😄. Мечта!
Всем удачных фотоэкспериментов!
P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.
Читайте также:
Поддержать проект «Свинцовый Пепелац»:
Вы можете поддержать проект «Свинцовый Пепелац» финансово, переведя в его пользу любую сумму (от 1 руб.)