Блог / Маленькая девочка в Африке
11 июня 2024
С удовольствием представляю вашему вниманию детские воспоминания о жизни в Анголе одной из моих ангольских одноклассниц! В отличие от меня, она прожила в Африке несколько лет, а также посещала Анголу во взрослом возрасте. Данную заметку Ольга подготовила специально для моего блога, за что ей огромное спасибо, и надеюсь что она напишет продолжение 😊.L.P.
Африка. Ангола. Луанда. Гражданская война. Я не буду рассказывать хроники событий войны, хотя знаю очень многое из рассказов близких людей. Здесь хочу привести только свои детские воспоминания и ничего больше.
***
В Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие крокодилы...
Пожалуй, это все, что знали советские дети про Африку. Взрослые, из сухих выдержек новостей, знали чуть больше — про гражданскую войну в Анголе и участие в ней, в той или иной степени, наших соотечественников: военных лётчиков, моряков, пехотинцев, врачей (как военных, так и гражданских), учителей, сотрудников торгпредства, посольства и многих, многих других. Большая часть из них находились там с семьями, с жёнами, с детьми...
Первый раз папа уехал в Африку, когда мне было около 2-х лет, и вернулся таким загоревшим, что увидев его, я испугалась и спряталась под одеяло 😊. Позже, узнав что он снова уезжает в эту далекую страну, я уже не особо сильно удивилась, но ещё не представляла, что и сама смогу там оказаться.
1986-1991 годы — именно в это время я жила с родителями в Анголе.
Когда в московском детсаду узнали, что я уезжаю в Африку, многие смеялись, не верили. Это сейчас подобные поездки не вызывают удивления, а в те времена это было величайшее событие.
Улетали мы с мамой из Москвы в Луанду вдвоём в октябре 86-го года. Я, наверно, не до конца осознавала, что нам сейчас предстоит лететь на самолёте целых 10 часов, да ещё и с дозаправкой в Будапеште. Полет прошёл идеально. Большую часть дороги я спала. Примерно за час до приземления мама меня разбудила, я потянулась, пощурилась от яркого солнца и оставшееся до посадки время смотрела в иллюминатор. Когда мы уже были относительно невысоко над землёй, меня поразил цвет этой самой земли — красный. В Африке земля красная, а поросята чёрные — все с поправкой на климат 😃.
Проснувшись на следующий после прилёта день, я вышла на балкон, обрадовалась солнцу, жаре, побежала к маме со словами: «Как же здорово, солнышко!». «Здесь так всегда» — ответила мама и стала мне рассказывать правила новой жизни. Очень важные правила:
- Чистить зубы только кипяченой водой.
- Принимая душ, нужно очень сильно сжимать губы, чтобы в рот не попала вода, т.к. через водопроводную воду можно было подцепить холеру.
- Дверь в спальню закрыта всегда и там всегда должен работать кондиционер. Свет отключали постоянно, и мы могли сидеть без электричества по несколько дней. Ночью без света и кондиционера адски душно, но открывать окна или дверь нельзя из-за комаров — марлевые балдахины над кроватями спасали от них далеко не всегда.
- В других комнатах днём окна и дверь на балкон были открыты, за счёт сквозняка не так жарко, но вечером двери и окна закрывались, опять же из-за комаров, и включался кондёр.
- Помыть посуду водой из-под крана недостаточно — все тарелки, чашки, ложки, вилки мама после мытья опускала в кастрюлю с кипящей водой, опять же из-за холеры.
Забегая немного вперёд скажу, что, когда едешь в Анголу, делаешь прививку только от желтой лихорадки, а от малярии никаких прививок не было (не знаю, как сейчас). Малярией можно было болеть, как ОРЗ — неоднократно болели многие знакомые, мои родители перенесли её раза по 3 каждый.
У меня, 6-ти летней девочки, тогда все вызывало удивление. Запах ангольских дворов, подъездов и рынков навсегда врезался в память. Но ко всему этому привыкаешь и перестаёшь замечать.
Перебои со светом и водой были из-за частых подрывов электростанции и водопровода унитовцами. Через некоторое время мы смогли переехать в торгпредский дом, и тогда с этим стало полегче (на территории дома был свой генератор, да и воду привозили достаточно быстро).
Мой папа работал в торгпредстве. Каждое утро, кроме выходных, мы вставали в 6 часов и ехали «на океан» или «на косу». Коса — довольно узкая линия побережья, отделяющая «основной» океан от бухты с портом. Пробежка вдоль берега и утренние купания прекрасны 😊.
После этого мы завтракали, папа отвозил меня в детский сад, где я пребывала до обеда, а сам ехал на работу.
Детский сад при посольстве СССР находился на его же, посольства, территории. Никакого кормления в саду не предполагалось, только то, что брали с собой из дома: фрукты, сладости, кока, тоник, соки в маленьких пакетиках. Как выглядел детский сад? Это что-то типа дома с железной крышей и решетчатыми стенами — ну не сильно заморачивались с постройкой, просто, чтобы дети не разбежались по территории 😂. Мы постоянно во что-то играли, учили стишки и песенки, ставили сценки, к праздникам готовили спектакли. Мне на Новый Год выпала честь быть Снегурочкой. Пальто сшила мама, из того, что было. Откуда взялась корона, не помню 😊. В наряде было, мягко говоря, жарковато — на улице +40, а Оля в пальто и короне. Но образ есть образ, не растаяла 😂.
В обед папы забирали детей по домам и передавали нас мамам. Папа всегда обедал дома, а после снова уезжал на работу. Я после обеда и выполнения обязательных и крайне нудных домашних дел (помогала маме мыть пол, протирать пыль, гладить и т.п.), была до вечера предоставлена сама себе, и носилась по этажам с соседскими ребятами. На тот момент мы жили в так называемом ангольском доме, наших граждан было в нем мало. Соответственно, носилась я по этажам с ангольскими пацанами и девчонками. Принимали они меня по-разному: кто-то мог задираться, ударить, другие заступались. Обычные дети, как везде 😊.
Первый год моей жизни в Анголе прошёл в доме напротив «Куки». Каждую ночь на этаже, вооружившись автоматом, дежурил кто-нибудь из жильцов дома. Папа периодически тоже дежурил. При всей экзотике — океан, солнце, вкуснющие фрукты и морепродукты, мы никогда не забывали, что в стране идёт война. По ночам часто стреляли. Когда мы возвращались домой после 22:00 я всегда ложилась на заднем сидении машины, чтобы не попали в голову (это было ещё одно правило жизни).
Передвигались всегда только на машине. Очень-очень редко мы днём с мамой выходили прогуляться по району. Мама в местных магазинчиках предлагала ангольцам купить у неё крема, помаду, мыло, утюги, которые она привозила из «Союза». Папа получал зарплату в валюте, но особо шиковать не приходилось, а эти привезённые из «Союза» товары, в Анголе были дефицитом.
Огромное впечатление на меня произвели местные рынки и первый в моей жизни супермаркет. Джумбо — огромный, светлый, чистый, в нем очень вкусно пахло, было много разных красивых штучек, а самое главное, были ряды с игрушками, в которых я «пропадала», пока родители выбирали продукты. Я понимала, что с деньгами у нас было не очень (в таких условиях быстро взрослеешь) и никогда не выпрашивала у родителей игрушки, но никогда ни в чем не нуждалась — мои родители делали все для этого. Однажды случилась любовь... в Джумбу завезли маленьких плюшевых мишек. Вот тогда был единственный раз, когда я очень, очень просила купить игрушку.
У меня до сих пор перед глазами картина, как папа на кассе выкладывает что-то из продуктов и пробивает мне медведя... Только спустя годы начинаешь понимать ценность таких поступков.
Продолжение следует...
P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.