Блог / Зенит‑122К и пентаксовская оптика или А нужна ли мне крутая камера?
2 ноября 2025

Путь самурая
В одной из своих старых заметок, я уже рассказывал, что первые свои шаги в фотографии я делал ещё будучи подростком, и моим проводником в этом деле стал простенький советский шкальник «Смена‑8М» — пять выдержек, плюс выдержка «B», которой я, вроде, реально никогда не пользовался. Дедовская зеркалка «Зенит‑ЕМ» мне тогда казалась просто какой‑то суперкамерой. Хоть у этого «Зенита» как и у «Смены» было всего пять выдержек, тем не менее фокусировка по видоискателю с микрорастром, наличие настоящего экспонометра (хотя и не TTL), автоспуск — это, в сравнении со «Сменой», было просто шиком. То, что у «Зенита» съёмный объектив, я на практике оценить не мог, т.к. у деда был только 58‑миллиметровый штатник «Гелиос». На пятнадцатилетие родители подарили мне «Зенит‑122», который, кроме того, что имел более удобный корпус, перещеголял дедовского «ЕМ» ещё и тем, что имел TTL‑экспонометр. При этом, мне никогда особо не нравилось (и сейчас не нравится) то, как в 122‑ушке реализована индикация измерения экспозиции — в виде трёх светодиодов: верхний (красный) — «пересвет», средний (зелёный) — «хорошо», нижний (красный) — «недосвет». Мне больше по душе как это сделано, например, в «Зенит‑TTL» (он же «Зенит‑ТТЛ») или в ГДР‑овской «Praktica super TL» — в виде стрелочки — так как‑то понятнее на сколько экспозиция ушла от «зелёной зоны». Годам к 18‑ти, вдоволь наигравшись со вспышкой, я открыл для себя мир длительных выдержек — от одной секунды до нескольких минут. Ну и уже после этих экспериментов пришло понимание того, что мной совершенно не освоен промежуток выдержек от 1/15 до 1 секунды. Понятное дело, обычный пятивыдержечный «Зенит» тут бессилен, в отличии от купленного мной тогда «Зенит‑АПк» (с, как я понимаю, Copal‑овским затвором, но это не точно), у которого имелся полный набор выдержек от 1 до 1/2000 секунды. После «АПк» был «Pentax MZ‑3», а позже у меня постепенно собралась целая, в некотором смысле, коллекция аналоговых фотоаппаратов самых разных конструкций и форматов, среди которых, многие с затворами имеющими полный набор выдержек от 1 секунды и короче. И вот я, в конце концов, осознал, что какой бы я камерой не снимал, выдержками 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15 секунды я, в общем‑то, пользуюсь крайне редко. Оно и понятно, ведь с рук с таким временем экспозиции не поснимаешь, нужен штатив или что‑нибудь что могло бы его заменить. Неудобно это в общем. Таким образом я дотумкал (да, несколько запоздало, но тем не менее), что если уж говорить про малый формат, то тот же «Зенит‑122» с его пятью выдержками меня более чем устраивает (к видоискателю отображающему лишь 65% кадра я уже давно привык) — недорогой, неприхотливый и, в общем‑то, надёжный. Единственная печаль, что на «Зенит‑122» невозможно поставить оптику с пентаксовским байонетом «K», а ведь у меня есть несколько весьма неплохих мануальных «стёкол» под такое крепление, в том числе совершенно замечательный светосильный полтинник «SMC PENTAX‑A 1:1.4 50mm» 😋. И вот я недавно подумал, а почему бы мне не попробовать...
«Зенит‑122к»
Да, это всё тот же старый добрый «Зенит‑122», только вместо резьбы M42 у него объектив устанавливается посредством байонета «К» (конечно же с поддержкой прыгающей диафрагмы).

Такие похожие и такие разные 122‑ушки
Стоит упомянуть, чем же так хорош байонет «К». Так вот, у него рабочий отрезок равен 45.5 мм, что точно совпадает с рабочим отрезком резбового крепления объектива M42×1. Ну а, собственно, оптики под M42 выпущено просто море разливенное, как отечественной, так и заморской, как фиксов, так и зумов, как фишаев (вплоть до циркулярных), так и мощнейших телевиков. Так что, на камеру с байонетом «К», посредством простенького переходника, можно легко поставить любой объектив с M42. Просто замечательно!
SMC PENTAX‑A 1:1.4 50mm
Этот объектив я купил лет двадцать назад, и первой же отснятой с ним плёнкой был сражён наповал — не знаю как там у других, но у меня объективов с такой замечательной картинкой до этого никогда не было. Т.к. тогда я снимал автофокусным «Pentax MZ‑3», то, не смотря на всю прелесть этого мануального полтинника, я, по случаю, обзавёлся автофокусной версией по сути того же объектива — «SMC PENTAX‑FA 1:1.4 50mm». Мануальный же экземпляр лёг на полку, в ожидании лучших времён, которые, похоже, теперь для него наступили 😊.

Вот такой красаве́ц!
Эта стекляха собрана по схеме «Планар» (7 элементов в 6 группах), и, как я понимаю, по части оптики полностью повторяет объектив «SMC PENTAX‑M 1:1.4 50mm» (для понимания: главное отличие объективов «PENTAX‑A» от «PENTAX‑M» это «A»‑режим на кольце управления диафрагмой, который позволяет использовать автоматическое управление диафрагмой непосредственно из камеры, что в случае «Зенита» совершенно бесполезно).
Единственное, что меня беспокоило в данной ситуации — достаточно ли точно отъюстирован «Зенит», чтобы им можно было снимать со столь светосильным объективом на полностью открытой диафрагме 🤔. Что ж, не попробуешь, не узнаешь 😊.
Тестовая плёнка
Осень перевалила за середину, пасмурные дни, темнеет рано... в общем, купил я ч/б 400‑ку от «Тасмы». Прикол в том, что с таким большим ISO на «дырке» f/1.4 реально можно снимать в помещении (при достаточно тусклом освещении) с выдержкой 1/30 сек. Вот несколько кадров снятых именно с такой экспозицией (все картинки кликабельны).

Очередной автопортрет перед зеркалом, f/1.4 1/30 сек.
Ну что сказать? Да, даже при столь малой глубине резкости, на полностью открытой диафрагме промахов фокусировки нет! Супер! Наводить на резкость по клиньям Додена, да ещё и при поддержке микрорастра суперудобно. Я потому об этом упомянул, что у моего автофокусного «Pentax MZ‑3» матовое стекло без всяких там приспособ для ручной фокусировки, и на f/1.4 с фокусом можно было легко промахнуться.
Ну а сдедующие кадры отсняты на диафрагмах от f/2 где-то до f/5.6 (я не записал точно по каждому кадру).
Ну а последний кадр я вроде снимал на f/8.
Итого
Ну что же, тестовая плёнка меня воодушевила. Теперь, у меня есть глубоко мануальная камера, на которой можно использовать пентаксовскую оптику, в частности полтинник f/1.4! А ведь у меня же под байонет «K» ещё есть зум-объектив «MC Vivitar 1:3.8 75‑205mm» — тоже жапонская стекляха. Так что повоюем!
P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.
Читайте также:
Поддержать проект «Свинцовый Пепелац»:
Вы можете поддержать проект «Свинцовый Пепелац» финансово, переведя в его пользу любую сумму (от 1 руб.)
Комментарии посетителей (2):
Под пентакс же был "Зенит-АМ". На вторичке не сильно дороже 122к.
Tuzemak, у 122К простой и вполне надёжный затвор (механника), а у АМ электронный с металическими ламельками. Не рискнул бы сейчас такой купить, т.к. вероятность того что затвор рабочий невелика 🤷♂️. А так да, у АМ байонет «К» (как и у Зенит АПк).











