Блог / Zeiss Ikon Taxona — квадратный кадр на 35-мм плёнке
21 мая 2022
В фотографическом плане, 2021-ый год для меня прошёл под знаком полуформатной камеры «Чайка II» — именно ею я снимал в прошедшем году больше всего. 2022-ой же год начался с моего знакомства с фотоаппаратом «Zeiss Ikon Taxona» — интересно, во что это знакомство выльется. Как бы там ни было, но сегодня речь пойдёт именно о камере «Taxona».
Полукадровую «Чайку» в начале заметки я упомянул не случайно. Дело в том, что в первую очередь «Taxona» интересна тем, что она является одной из немногих 35-миллиметровых камер имеющих кадр размером 24×24 мм, то есть меньше стандартного 24×36 мм, но больше полуформатного 24×18 мм кадра. В результате, мы имеем снимок с соотношением сторон 1×1, что для 35-мм плёнки весьма необычно, а бонусом получаем на одной плёнке 50 кадров вместо 36. Именно потому, что в случае обоих упомянутых мной выше камер речь идёт о размере кадра меньше малоформатного, данную заметку я решил построить на сравнении советской полуформатной «Чайки II» и немецкой послевоенной «дветретьформатной» (по площади кадра) камеры «Taxona».
Эти аппараты интересно сравнить ещё и потому, что против других шкальников, коими обе эти камеры являются, они весьма компактны, так что их по праву можно рассматривать как «карманные фотоаппараты».
Квадратный кадр
Чтобы понять насколько для узкой плёнки необычно соотношение сторон кадра 1×1, достаточно вспомнить сколько вообще камер имеют квадратный кадр. Мне известно о следующих таких аппаратах: уже упомянутый немецкий «Zeiss Ikon Taxona» и пара моделей его предшественника «Zeiss Ikon Tenax», немецкий «Robot» (несколько моделей) и его малотиражные советские копии, и немецкий же Altissa Altix I - III (три модели). Кроме этого, есть ещё ломо TLR-камера «Blackbird Fly» родом, как я понимаю, откуда-то из Азии, которая, кроме прочего, тоже умеет снимать кадры разного формата, включая 24×24 мм, но нужно понимать, что этот агрегат не серьёзная вещь, а «той камера», т.е. игрушка. И это, наверное, всё. Вот так мало. Если знаете ещё какие-то камеры с кадром размера 24×24 мм, обязательно расскажите об этом в комментариях 😉.
Zeiss Ikon Taxona
Не хотелось бы тут подробно расписывать историю данной камеры, ибо любой интересующийся при желании сможет легко найти в интернете данную информацию (например тут), единственное о чём упомяну, это о том, что данная модель выпускалась с 1953 по 1959 года, и представляла собой доработанную версию довоенной камеры «Zeiss Ikon Tenax». В сети попалась информация, что в 1954-ом году на этой моделе фотоаппарата наконечник ручки взвода затвора (и перевода кадра) стали делать чёрного цвета, из чего можно заключить, что моя «Taxona» относится к совсем раннему выпуску.
Камера со снятой задней крышкой
Первое впечатление от камеры очень приятное — компактный, аккуратный, добротно сделанный аппарат. По ощущениям «Taxona» мне показалась тяжелее чем «Чайка», но на самом деле она её даже грамм на 10-15 легче. Ни встроенного экспонометра, ни автоспуска «Taxona» не имеет, резьба под установку на штатив 3/8 дюйма (современные штативы выпускают под резьбу 1/4 дюйма). Т.к. конструкцией камеры не предусмотренно подсоединение к ней спускового тросика (и это очень печально), то гнездо для установки на штатив может понадобиться только для крепления на аппарат дополнительного оборудования — вспышки, дальномера, экспонометра, но об этом ниже. По-умолчанию же это гнездо используется для крепления камеры к чехлу.
Затвор. Как и «Чайка», «Taxona» имеет центральный залинзовый затвор, который, в отличии от затвора «Чайки», умеет отсекать автоматические выдержки дольше 1/30 сек (от 1 до 1/25 сек). Да, по понятным причинам, фотографируешь на таких выдержках достаточно редко, но мне, почему-то, всегда спокойнее когда они в моём распоряжении есть.
На затворе имеется синхроконтакт, но мало того что у «Taxona» как и у «Чайки II» нет башмака для установки вспышки, так ещё этот синхрокантакт размещён так неудачно, что редкий разъём в него удастся вставить, т.к. скорее всего этому будет мешать корпус камеры.
И вообще, разъём расположен так, что если в него таки удасться вставить угловой (Г-образный) штекер, то он скорее всего будет частично перекрывать поле зрения видоискателя. Это плохо. Я изловчился и таки нашёл более-менее подходящий проводок, но один из его разъёмов мне все же пришлось немного подрезать/подточить.
Вот такой огород пришлось городить чтобы попробовать камеру со вспышкой
О чём думали хвалёные немецкие инженеры когда размещали разъём для вспышки в этом месте?
Конструкция получилась не особо удобная, да и не особо надёжная — вспышка иногда не срабатывала из-за плохого контакта.
Объектив. Объектив у «Taxona» несменный, что, конечно, не смертельно, но, тем не менее, этим она «Чайке» проигрывает (см. мою заметку про сменную оптику для «Чайки»).
На моём экземпляре установлен «Tessar 3,5 / 37,5 mm», но эта модель фотоаппарата также могла комплектоваться альтернативным объективом «Novonar 3,5 / 35 mm» — для кадра 24×24 мм (диагональ 34 мм) объективы с такими фокусными расстояниями считаются нормальными.
Порадовало наличие на объективе меток ГФР (красные точечки на шкале расстояний и шкале диафрагм).
Метка ГФР на шкале диафрагм (между значениями f/5.6 и f/8)
Метка ГФР на шкале расстояний (на отметке 6 м)
Если выставить дистанцию фокусировки и значение диафрагмы по этим меткам, то в фокусе будет всё от 3-х метров до бесконечности (это описано в инструкции, но также видно и по шкале глубины резкости на камере).
К слову сказать, объектив «Индустар-69 2,8 / 28 мм», установленный на «Чайке-2», чуть более светосильный чем объектив у «Taxona», что, похоже, обусловлено исключительно бОльшим фокусным расстоянием последнего.
Видоискатель. «Taxona», как и «Чайка», имеет параллаксный видоискатель, но, что меня очень порадовало, он у неё не смещён в сторону как у «Чайки», а располагается непосредственно над объективом. Просто я заметил, что как бы ни старался, снимая «Чайкой», из-за параллакса видоискателя, я нет нет, да и отрежу кому-нибудь голову. Есть основания полагать, что у «Taxona» эта проблема будет выражена в меньшей степени.
К данной заметке я приложил скан (PDF) инструкции по эксплуатации от «Таксоны», который сделал со своего экземпляра.
Полевые испытания
Последний раз с квадратным кадром на плёнке я имел дело год назад, когда пробовал свою среднеформатную «Москва-5» в режиме квадратного кадра — такой формат кадра меня очень порадовал. Так что теперь я весь в предвкушении новой встречи с квадратом, пусть и на 135-ой плёнке.
Итак, плёнка заряжена. Вообще, по наминалу заряженная мной плёнка имеет чувствительность ISO 50, но я буду экспонировать её как ISO 200 (т.е. под Push +2), а-то боюсь что при ISO 50 в столь короткие и пасмурные зимние дни столкнусь с проблемой невозможности снимать на коротких выдержках, а со штативом постоянно ходить не будешь.
Заметил, что после зарядки плёнки, ручка взвода затвора и перевода кадра стала нажиматься с заметно большим усилием, так что нужно будет обращаться с ней аккуратнее, чтобы её не сломать. Кстати, не понравилось что при открытой задней крышке приёмная катушка не фиксируется снизу, из-за чего немного неудобно заряжать плёнку, т.к. приёмная катушка выскакивает со своего места при попытке протянуть плёнку штатныии средствами.
Из косяков моего экземпляра отмечу что счётчик кадров иногда работает нормально, а иногда замирает. Из-за этого я в один момент даже подумал что плёнка не протягивается и я снимаю мультиэкспозицию. Плёнка таки проматывалась, но растерявшись я впустую потратил несколько кадров пытаясь понять что происходит с маханизмом перевода кадров.
Отмечу, что по части разрешения цейсовская оптика не показала каких-то выдающихся результатов (даже на диафрагмах f/5.6 — f/8), и «Индустар 69» на «Чайке II» заметно более резкий. Так что оптика меня разочаровала.
Где-то на втором десятке отснятых кадров у меня перестал нажиматься рычаг взвода затвора (и перевода кадра). Произошло это из-за того, что в камере стояла не очень удачная приёмная катушка, а она у Таксоны, напомню, съёмная, и в какой-то момент из неё выскочил конец плёнки, из-за чего она перестала наматываться на катушку и в итоге заблокировала перевод кадров. Это всё я понял уже после, а сначала подумал что поломался механизм перевода кадров. В общем, взвести затвор мне удалось только при нажатой кнопке обратной перемотки плёнки, из-за чего у меня получилась своеобразная мультиэкспозиция 😊. Я как раз тестировал камеру со вспышкой.
Вспышка направлена под 45° вверх на всех 3-х кадрах
Вообще, я заметил что на плёнке «плавают» межкадровые расстояния, что очевидно произошло из-за того, что я не всегда нажимал рычаг перевода кадра до самого конца. Нужно быть повнимательнее.
В общем, первая плёнка не показала каких-то сверхрезультатов, но зато я теперь лучше понимаю как работать с этой камерой, так что новые фото снятые Таксоной, буду публиковать в комментариях к этой заметке.
P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.
Читайте также:
Комментарии посетителей (8):
Спасибо, а то у меня в домашнем архиве есть 35-мм пленка с квадратными кадрами, я в свое время себе всю голову сломал - на чем это таком ее отсняли? :)