Свинцовый Пепелац

Китайская TLR-камера под 35-мм плёнку: купи, собери, попробуй что-нибудь сними

25 августа 2021

Продолжаем погружаться в удивительный мир плёночной фотографии, и сегодняшним постом я планирую достичь наверное самого дна (я бы даже сказал ДНИЩА) этого удивительного мира 😜.

Блажь

Пообщавшись с дальномерными и шкальными фотоаппаратами, я достаточно быстро осознал, что мне очень не по душе то, как в этих камерах осуществляется наводка на резкость (в случае шкальника при съёмке на коротких дистанциях с открытой диафрагмой прямо хоть рулетку с собой таскай). При этом, возвращаться к съёмкам плёночной зеркалкой не было никакого желания. Хотелось чего-то такого же простого как шкальник, но чтобы при этом фокус наводится по матовому стеклу (как на зеркалке). Вот тут-то я и вспомнил про TLR-камеры — и фокус наводить удобно, и при этом конструкция камеры крайне проста, а значит надёжна. Однажды я имел опыт съёмки TLR-камерой (это была какая-то Mamiya из серии C) — снимать «от пуза» по-своему забавно, но количество кадров умещающихся на 120-ой плёнке, конечно, крайне удручает (особенно если учесть цену этой плёнки). И вот тут я озадачился вопросом: производились ли TLR-фотокамеры под 135-ую плёнку, причём именно с «классической» вертикальной (а не горизонтальной) протяжкой плёнки? Таки да, производились, хотя, по всей видимости, количество подобных моделей крайне мало — я нашёл упоминание лишь об одной единственной итальянской камере конца 40-х годов XX века под названием Luckyflex. Если вы знаете больше таких моделей — напишите об этом в комментариях. О том, что некоторые TLR-камеры могут питаться и 120-ой и 135-ой плёнкой я знаю, но меня интересуют камеры исключительно под 135-ую плёнку, так как они по объективным причинам заметно компактнее. Сейчас, конечно, такие аппараты и найти сложно, и ценник у них будет от самолёта — настоящие раритеты, как никак. Но, как оказалось, не всё так безнадёжно — в дело вмешались ломографы 😉. В настоящее время для этих ребят выпускается по крайней мере три модели TLR-аппаратиков под 35-миллиметровую плёнку: Blackbird Fly, Recesky и Gakkenflex. Всё это так называемые «той камеры» (англ. Toy — игрушка), причём, последние две из них это не просто фотоаппараты, а настоящие конструкторы — собери фотоаппарат своими руками из набора деталей. Конечно, тут дело не обошлось без китайцев. Ну, вот я тут и решил — а почему бы и нет? Без особых проблем на одном известном сайте нашёл что-то очень похожее на набор Recesky, и, недолго думая, сделал заказ.


Мой заказ

Конечно, нужно понимать насколько суров этот фотоаппарат: одна единственная автоматическая выдержка (указано что 1/125 сек, но я думаю там всё сделано плюс/минус километр), два объектива с диафрагмами f/5.6 и f/11, каждый из которых состоит из одной единственной пластмассовой линзы (двояковыпуклой) с фокусным расстоянием 50 мм — жесть. Как, чёрт побери, этим вообще снимать? По всей видимости ставка здесь сделана исключительно на неприхотливость плёнки, но всему же есть предел! Короче, такой дурью я ещё ни разу не маялся 😃.

Добро пожаловать, Ноунэйм!

Менее чем через три недели после заказа посылка уже ждала меня на почте — приятная неожиданность 😊. Сходил, забрал. Коробочка немного пострадала во время пути, но это, конечно, ни на что не влияющая мелочь.


Забавно, что на коробке и на деталях камеры отсутствует упоминание о «Recesky», чьим внебрачным (лучше подойдёт слово «незаконнорожденным») ребёнком они, очевидно, являются. Ну, а внутри коробки, как и положено, расчленёнка и инструкция по сборке.


Инструкция полностью на кракозябрах.

У меня сборка камеры заняла около полутора часов (не более), и особых проблем при этом не возникло (лишних деталей не осталось), не смотря на то, что я не умею в китайские иероглифы. Единственное, для сборки нужна небольшая отвёртка, которая не входит в набор, а так же может понадобиться пинцет для установки пружинки шторки затвора.


На всякий случай (вдруг кому понадобится при сборке), вот как выглядит собранный механизм затвора.

А вот и наш симпотяга в сборе 😊.

Бачили очі, що купували, їжте, хоч повилазьте

Пару слов о камере, после очного знакомства с ней. Ознакомившись при сборке с устройством механизма затвора, я понял, что указанное номинальное значение выдержки 1/125 сек, это действительно весьма условная цифра. Выдержки «B» (Bulb) у камеры нет, но, немного поигравшись с кнопкой спуска, я более-менее научился останавливать затвор в открытом состоянии на нужное мне время. Матовое стекло, по которому производится фокусировка, не совсем стекло и не совсем матовое — его роль выполняет тонкая, то ли пластиковая, то ли капроновая, пластинка с как бы рифлёной поверхностью, по которой точно навести фокус весьма затруднительно. Счётчика кадров нет. Камера имеет гнездо для установки на штатив, что, конечно, очень хорошо. Также следует понимать, что указанные в характеристиках камеры значения диафрагм f/5.6 и f/11 это не две доступные для установки диафрагмы, а относительные отверстия первого (видоискатель) и второго (через который происходит экспонирование плёнки) объектива соответственно.

Ну что же, остаётся зарядить плёнку и посмотреть на что эта зверушка способна. Зарядить решил завалявшуюся у меня просроченную на несколько лет цветную четырёхсотку. Кстати, на коробке камеры-конструктора написано что предпочтительно использовать плёнку ISO 200.

Так как для 1/125 сек. с 11-ой диафрагмой трудновато подобрать сюжет (не зависимо от чувствительности плёнки), решил что при необходимости могу подправить экспозицию при помощи имеющихся у меня нейтральных фильтров под резьбу M22: 2× (понижает яркость на 1 ступень) и 4× (понижает яркость на 2 ступени) — просто при съёмке можно прижимать фильтр к нижнему объективу, придерживая его за оправу.

Правда в итоге, снимая этой камерой первую плёнку, фильтром я так ни разу и не воспользовался.

Вообще, что касается объектива, следует отметить, что тут имеет место неслабая такая интрига, так как в объективе, состоящем из одной единственной простой линзы, ни коим образом не исправлена ни одна аберрация (сферическая, хроматическая, кома и прочие). Поэтому очень интересно, какими получатся итоговые снимки, ведь с такой «дичью» вместо объектива я пока ещё ни разу не фотографировал.

Aftermath

Как обычно, прежде чем перейти к разбору результатов фотосъёмки, поделюсь своими впечатлениями от процесса фотографирования данным агрегатом.

  • Первое, на что ещё раз обращу внимание, это отсутствие у аппарата счётчика кадров. Честно говоря, я, почему-то, посчитал что это обстоятельство для меня не станет проблемой, поэтому, начав фотографировать, даже не удосужился хоть как-то отсчитывать количество снятых кадров. Учитывая то, что плёнку я отщёлкал не за один присест, а снимал понемногу в несколько заходов в течение нескольких дней, то буквально на второй-третий день осознал, что не имею никакого понятия о том, сколько свободных кадров осталось на плёнке.
  • Второе, это отсутствие у камеры стопора, препятствующего полному выкручиванию объектива из корпуса камеры при фокусировке на короткие дистанции. Из-за этого, когда я, увлекшись, пытался сфотографировать очередные цветуйки, у меня внезапно выпали оба объектива 😐.
  • Третье, это механизм перевода кадра. Дело в том, что он сделан так, что если плёнка идёт туго, то ручка перевода кадра начинает пробуксовывать. Понятно, что это сделано для того, чтобы когда плёнка подойдёт к концу, случайно не оторвать её от катушки. Но у меня-то эти «пробуксовки» ручки перемотки начались где-то с половины плёнки. Пришлось каждый раз перед тем как перевести кадр, немного ослаблять натяжение плёнки в кассете ручкой обратной перемотки. Конечно, в этом нет ничего страшного, но я, почему-то, из-за этого немного запаниковал, и, чтобы не испортить очередной сделанный снимок, стал переводить кадр с запасом в пол-кадра, а иногда и в кадр. Это, конечно, было глупо, т.к. индикатор перевода кадра ориентируется на перфорацию плёнки, а не на ручку перевода кадра, но паника есть паника 😄.
  • Ну и в заключении, ещё раз упомяну о том, что установленное на камере матовое стекло насколько отвратительное, что наводить по нему фокус, мягко говоря, сложновато. Вся надежда на большую глубину резкости (f/11 как-никак), которая должна скомпенсировать неизбежные погрешности фокусировки.

Теперь непосредственно о результатах. Конечно, с моей стороны было очень опрометчиво заражать в непроверенный фотоаппарат просроченную плёнку (да ещё не очень правильно хранившуюся), но что сделано, то сделано. В итоге, получить снимки хоть в каком-то виде, удалось только благодаря танцам с бубном на этапе сканирования плёнки в фотолаборатории. Лаборанты буквально совершили чудо. Итог этого безобразия, это, как минимум, «уплывшие» непонятно куда цвета. Но нужно признать, что это, в сочетании с засветами, придало фотографиям чумовой колорит. И да, как оказалось фотоаппарат совершенно жутко подсвечивает плёнку через щели задней крышки. На всей плёнке не нашлось ни одного кадра, на котором нет этой размытой оранжевой полосы или пятен по краям. И это очень плохо. Что касается объектива, то можете попробовать сами оценить полученные с его помощью изображения, посмотрев снимки ниже.


Дом


Мостик


Кот (выдержка ≈1 сек. — мне таки удалось сымитировать выдержку «B»)


Подсолнух


Старая бочка


Ромашки

Да, полученные результаты несколько удручают, особенно если учесть, что и от самой съёмки этой камерой я особого удовольствия не получил. Тем не менее, я всё же планирую отснять этим аппаратом ещё хотя бы одну плёнку (в течении осени/зимы), так что, если будет о чём написать, то отпишусь в комментариях к этой заметке или напишу отдельный пост — следите за публикациями.


P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.

Комментарии посетителей (1):

АвтоМотоГараж.ру
25 августа 2021 14:04
Есть свой некий шарм в полученных фотографиях. Такое ощущение как будто это старые фотографии первых цветных снимков. 😃👍

Написать комментарий:


Максимальный размер файла загружаемого изображения 5 Мб