Свинцовый пепелац

Среднеформатная камера «Rodenstock Daro III»: описание, характеристики, зарядка рольфильм-адаптера

19 апреля 2020

После того как я был несколько разочарован первым знакомством с фотокамерой «Москва-5», я машинально стал присматриваться к другим среднеформатным «гармошкам». По правде сказать, хотелось поэкспериментировать с чем-нибудь типа «Фотокор-№1» — камера с простеньким анастигматом, у которой наводка на резкость осуществляется по матовому стеклу посредством растяжения мехов. В итоге, на глаза мне попал один немецкий фотоаппарат первой половины 30-х годов XX века, о котором я и хочу сегодня рассказать. В данной заметке мы познакомимся с самим аппаратом, его характеристиками и некоторыми особенностями работы с ним. Рассмотрению же результатов первой фотосессии с участием данной камеры будет посвещена отдельная заметка. Следует отметить, что не смотря на то, что здесь мы говорим о конкретной модели фотоаппарата конкретного производителя, почти всё сказанное будет во многом относиться и к другим камерам (как среднеформатным, так и крупноформатным) имеющим столь же простую конструкцию.

Камера

Знакомьтесь, «Rodenstock Daro III» — среднеформатная камера с номинальным размером кадра 6x9 см.

Пара слов о производителе. Компания «Rodenstock» была основана в Баварии в 1877 году (существует по сей день), и изначально специализировалась на выпуске очков, оправ для очков, барометров и некоторых других приборов. С 20-х годов XX века компания начала производить объективы для фотокамер по заказам производителей фотоаппаратов. В 20-х — 30-х годах XX века компания выпускала собственные фотокамеры.

Не исключено, что изначально конструкция данной модели фотоаппарата, предполагала использование кассет для стеклянных фотопластин, но одному из бывших владельцев моего экземпляра повезло обзавестись адаптером «Rollex Patent» под рольфильм (120 тип), хотя возможно эта камера с самого начала комплектовалась таким задником. Это как раз то, что мне и было нужно: фокусировка по матовому стеклу (матовое стекло идёт в комплекте с камерой) с объективной оценкой границ кадра и глубины резкости (никаких больше дальномеров), и, при этом, съёмка на 120-ую плёнку. Значит можно будет попробовать цвет! Честно признаюсь, что на приобретение данной камеры меня, кроме прочего, подтолкнуло именно наличие в комплекте задника под 120-ую плёнку. В дальнейшем, можно будет поискать для фотоаппарата кассеты под фотопластины, но, по большому счёту, если рольфильм-адаптер работает нормально, то это не имеет никакого практического смысла. Замечу, что сохранилось достаточно много раскладных НЕзеркальных «гармошек» того времени самой разной конструкции, изначально заточенных под рольфильм и не оснащённых дальномером, но наводка на резкость по шкале расстояний (а другого варианта фокусировки для таких камер нет), это, я вам скажу, что-то уже совсем неадекватное. Здесь же, как я уже сказал, для фокусировки имеется матовое стекло.

Затвор

«Compur» — центральный фотозатвор, разработанный немецким инженером Фридрихом Декелем, выпускавшийся для различных фотоаппаратов с 1912 по 1952 годы (40 лет) фирмой F. Deckel (Мюнхен, Германия). Умеет отсекать выдержки 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100 и 1/250 секунды (мой старенький «Зенит-122» со своими пятью выдержками нервно курит в окопе). Это просто мечта! Компуровские затворы действительно достаточно часто встречаются на довоенных немецких среднеформатных и форматных «гармошках». По информации из сети, выяснил что установленный на моей камере затвор был выпущен где-то в 1933-35 годах (№2619012). Синхроконтакта нет (на «Компурах» они появились только в 1949 году), но я и не планировал использовать данную камеру со вспышкой (да и ручную синхронизацию на длительной выдержке никто не запрещает).

Объектив

На камере установлен объектив Rodenstock Doppel Anastigmat Eurynar 105 мм f/3,8 — двойной (видимо симметричный) анастигмат, что понятно из названия. По информации из сети, определил что год выпуска моего экземпляра лежит где-то между 1930 и 1935 годами (№505315). В сравнении с фотокоровским «Ортагоз» f/4,5 этот «Eurynar» даже немного более светосильный (почти на 2/3 ступени?). Фокусное расстояние 105 мм, как раз под диагональ кадра (105 мм у кадра 6x8.6 см). Я весь в нетерпении, какой же данная оптическая система даст рисунок на среднем формате.

Знакомимся с аппаратом подробнее

Первое впечатление от камеры — да это же «Фотокор-№1», только чуть миниатюрнее :)

В таблице ниже приведены основные параметры камер «Rodenstock Daro III», «Фотокор-№1» и «Москва-5» (сравнение «Rodenstock Daro III» с камерами о которых я писал ранее).

  Rodenstock Daro III Фотокор-№1 Москва-5
Год выпуска* 1933-35 1939 1956-60
Фактический размер кадра 60 мм x 86 мм 90 мм x 120 мм 55 мм x 86 мм,
55 мм x 55 мм
Диагональ кадра 105 мм 150 мм 102 мм,
78 мм
Масса 698 г ** 1073 г ** 865 г
Затвор
Название Compur ГОМЗ Момент-24С
Тип Центральный затвор
Выдержки 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, T, B 1/25, 1/50, 1/100, Д (T), К (B) 1, 1/2, 1/5, 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/250, B
Объектив
Название Eurynar Ортагоз Индустар-24
Фокусное расстояние 105 мм 135 мм 105 мм
Относительное отверстие f/3.8 f/4.5 f/3.5
Оптическая схема Двойной симметричный (?) анастигмат Четырёхлинзовый несклеенный полусимметричный анастигмат Тессар
Мин. дистанция фокусировки менее 0.4 м*** менее 0.4 м*** 1.5 м

* — приблизительный год выпуска моего экземпляра (где удалось установить по номеру деталей)
** — масса камеры с установленным матовым стеклом
*** — определяется степенью растяжения мехов

Очевидно что я даже не второй по счёту владелец этого фотоаппарата (ведь он уже девятый десяток лет разменял), но при всём при этом, ко мне камера попала в очень даже приличном состоянии. Конечно, время оставило свой след, но никаких явных признаков неквалифицированного ремонта или «колхозных» переделок аппарата я не выявил.

После «Фотокора», к этой камере нужно немного привыкнуть. Первое отличие от упомянутого мной отечественного аппарата, на которое сразу обращаешь внимание, это то, что после того как ты разложил фотоаппарат и установил рамку объектива в рабочее положение, сразу приступить к наведению фокуса на объект съёмки не получиться. Дело в том, что на данной камере (впрочем, как и у «Фотокора»), фокусировка сопряжена с растяжением мехов, и видимо поэтому, немцы предусмотрели на данном фотоаппарате специальный предохранитель на шкале расстояний, который призван уберечь меха от случайного чрезмерного растяжения. Чтобы приступить к фокусировке, сначала нужно пальцем отвести этот ограничитель в сторону.

По рулетке проверил на сколько показания на шкале расстояний фотоаппарата, соответствуют реальным дистанциям фокусировки. Учитывая малую длину шкалы и, соответственно, значительную погрешность, следует признать, что показания вполне адекватные — на дистанциях от 1,5 до 3 метров ошибка в пределах 5 - 8 см.


Указатель дистанции фокусировки

Так что шкалой расстояний для фокусировки вполне можно пользоваться, только при этом следует хотя бы немного прикрывать диафрагму.

Стоит упомянуть, что также как и «Фотокор» (да и «Москва-5»), данная камера имеет гнездо для установки на штатив с резьбой 3/8 дюйма, поэтому для использования её с современным штативом нужно иметь переходник с 3/8 дюймовой резьбы на 1/4 дюймовую.

Фактически, единственный действительно неприятный момент, который можно отметить в связи с этой фотокамерой, это то, что у рольфильм-адаптера шибер выдвигается и задвигается весьма туго. Видимо, впоследствии придётся сделать новый, из шибера от фотокоровской кассеты (у меня они имеются в запасе). Так или иначе, блокирующим этот недостаток назвать нельзя, так что если до первой фотосессии я с ним не разберусь, не беда. Главное чтобы фотоаппарат и адаптер не подсвечивали плёнку.

Зарядка плёнки в рольфильм-адаптер

В заметке посвящённой фотоаппарату «Москва-5» я проиллюстрировал процесс зарядки 120-ой плёнки фотографиями, но зарядка плёнки в рольфильм-адаптер существенно отличается от того как это делается в среднеформатных камерах типа «Москва-5». Всё дело в том, что катушки в таком адаптере размещены несколько иначе, нежели в обычной фотокамере. Ознакомившись с устройством своего адаптера, нарисовал две сравнительные схемы протяжки плёнки.


Схема протяжки плёнки в камере «Москва-5» (рис. А)
и в камере с рольфильм-адаптером (рис. Б)

При такой протяжке (рис. Б), отснятая часть плёнки, как и положено, наматывается на приёмную катушку ракордом наружу, а эмульсией вниз. На сколько я понимаю, именно так заряжается плёнка в кассеты таких камер как «Hasselblad», «Салют», «Киев-88» и подобных. Но тут я наткнулся на одну странность — если при переводе кадра поворачивать ручку перемотки в том направлении в котором указывает стрелочка на корпусе адаптера, то на приёмной катушке плёнка будет наматываться эмульсией наружу, что неверно.

Получается что стрелка указывает в неправильную сторону. Возможно, раньше отснятая часть плёнки действительно наматывалась на приёмную катушку эмульсией наружу, а потом её просто сматывали обратно на её родную катушку (во всяком случае другого объяснения этой странности я придумать не смог, тем более что этим можно объяснить наличие внутри адаптера специальных кусочков чёрной ткани, дополнительно прикрывающих обе катушки от света). Так или иначе, я буду заряжать плёнку так как это показано на моей схеме выше (рис. Б).

Итак, приступаем к зарядке плёнки в рольфильм-адаптер. Естественно, перед этим следует удостовериться что шибер адаптера стоит на своём месте и не допустит непреднамеренной засветки плёнки.

Открываем адаптер.

Вынимаем внутреннюю часть адаптера.

Транспортирующий механизм.

Пустую приёмную катушку я установил на свое место заранее.

Устанавливаем катушку с плёнкой на её посадочное место правильной стороной, вытягиваем конец ракорда.

Протягиваем ракорд.

Вставляем конец ракорда в паз на приёмной катушке.

Поворотами рукоятки по часовой стрелке, наматываем пару оборотов ракорда на приёмную катушку.

Транспортирующий механизм снаряжён...

... и готов к установке на место.

Устанавливаем его в адаптер.

Закрываем крышку адаптера и, поворачивая по часовой стрелке ручку перемотки кадров, выставляем плёнку на первый кадр по метке в окошке счётчика кадров.

Теперь камера готова к съёмке. Как я указал выше, первой фотосесси с участием моей камеры «Rodenstock» и разбору результатов этой фотосессии будет посвещена отдельная заметка.

P. S. — По правде сказать, карантин и сопутствующие ему ограничения сильно помешали моим планам отснять этим фотоаппаратом первую пробную плёнку, но надеюсь что ближайшие месяц-два всё наладится и тогда будет о чём рассказать и что показать. Ждём-с.

Написать комментарий

Имя:
e-mail
(НЕ обязателен, НЕ публикуется на сайте):
Сообщение:
Прикрепить изображение (не более 5 Мб):