Блог / Фотоаппарат «Praktica super TL» — зеркальный TTL-фотокирпич из ГДР
3 марта 2023
Да-да, я помню, что в одной из своих последних публикаций касательно 35-мм пленки, я заявил, что, в целях экономии, окончательно перехожу на подукадр, но всё же, ряд обстоятельств не даёт мне окончательно отказаться от полного плёночного кадра. Как минимум, меня от этого удерживает циркулярный «Пеленг», рисующий вписанный в полный кадр кружок, который на полукадре, естественно, получается усечённым. Да и вообще, хочется иногда походить и «пострелять» зеркалкой, а-то со всеми этими шкальниками, дальномерками и камерами прямого визирования я уже изрядно одичал 😄.
Последние пару лет я потихоньку подыскивал себе механическую зеркалку под M42. Механическая — это чтобы без богомерзких батареек (питание встроенного экспонометра не в счёт), а M42 — потому что это максимально универсальное крепление для фотооптики, тем более, что у меня объективы с такой резьбой имеются. И вот, по случаю, я обзавёлся камерой, которая, по замыслу, должна покрыть все мои полнокадровые плёночные нужды.
Сабж
Тушку покупал без объектива, поэтому на фото камера с «Гелиосом»
Чисто для справки: данные агрегаты выпускались в ГДР (г. Дрезден) с 1968-го по 1972-ой год.
Не сказал бы что «Praktica super TL» это фотоаппарат моей мечты — слишком уж он габаритный, по моим субъективным ощущениям, даже в сравнении с «Зенитами». И раз уж я упомянул «Зенит», то попробую рассказать о «Практике» именно в сравнении с этой поделкой Красногорского механического завода.
Корпус «Практики» действительно немного длиннее корпуса «Зенит-122», да и «в холке» «Зенит» оказался немного ниже
По большому счету, в качестве зеркалки меня и мой «Зенит-122» вполне устраивает (даже наличие только пяти автоматических выдержек не проблема, благо есть выдержка «B»), но размер поля изображения видоискателя 20×28 мм — это 65% реальной площади кадра (такое же как у «Зенит-Е»). 65%, Карл! Это дикость! Нонсенс, если позволите! Как можно было за три десятка лет не решить эту проблему? А ведь это именно что проблема — как выбрать кадр с таким видоискателем?
Видоискатель «Зенита»
Что же касается «Практики», в сети я нашел информацию, что у «super TL» видоискатель показывает более 97% поля кадра. Вот это совсем другое дело!
К статье я прикрепил скан (PDF) инструкции от «Практики супер ТЛ», который сделал со своего бумажного экземпляра.
По поводу габаритов «Практики», я тут, наверное, несколько сгущаю краски. Видимо на меня сильно повлияло общение с полукадровыми «Чайками», да с «двутретьформатной» «Таксоной», которые смело можно назвать карманными фотоаппаратами. Тем не менее, если сравнить размер «Практики», например, с японскими камерами-ровесниками, то сравнение, скорее всего, тоже будет не в пользу «Практики» (поправьте меня в комментариях, если я не прав). Такое ощущение, что гэдээровские постфашисты забыли что живут в государстве, про которое трудно сказать: «широка страна моя родная», и надо бы как-то в плане габаритов поскромнее гаджеты вытачивать.
Эргономика
Я уже давно посматривал на «Практики» 70-х годов выпуска, и меня всегда смущало то, как у них расположена спусковая кнопка — не как обычно на верхней панели корпуса камеры, а спереди, да ещё и под углом. Всё думал — удобно ли это? Пообщавшись с «Чайками», у которых спусковая кнопка тоже расположена спереди (хоть и не под углом), стал относится к этому намного спокойнее.
В итоге, спусковая кнопка у «Практики» оказалась вполне удобной, так что я зря переживал 😊. Ну и в принципе, хоть на мой взгляд камера и немного крупновата, но в руках «сидит» весьма сносно (конечно с оговоркой, что мы говорим о камере разработки середины 60-х годов, с корпусом в форме кирпича).
Затвор
Также как и у подавляющего большинства «Зенитов», у «Praktica super TL» шторно-щелевой фокальный затвор с горизонтальной протяжкой и матерчатыми шторками, тем забавнее сравнивать эту камеру с каэмзэшными камерами. Затвор умеет «отрезать» выдержки от 1 сек до 1/500 сек, и конечно имеет выдержку «B» (от руки).
При этом, сама камера не позволяет фиксировать кнопку спуска в нажатом состоянии (большинство «Зенитов» это делать умеют), поэтому, чтобы воспользоваться на «super TL» выдержкой «T» (длительная выдержка), понадобится спусковой тросик с возможностью его фиксации в нажатом состоянии.
Видоискатель
Как у многих ранних TTL-зеркалок, видоискатель у «супер тэ-элки» темноват. Очевидно это связано с тем, что часть светового потока отводится на фотоэлемент экспонометра. При хорошем уличном свете это не проблема, а вот при недостаточном освещении, точно навести фокус с таким тёмным видоискателем достаточно трудно. Касательно фокусировки добавлю, что лично я, скажем так, избалован клиньями Додена, которые имеются в видоискателе моего «Зенита-122» — с ними и при слабом освещении наводить фокус как-то сподучнее. А вот у описываемой «Практики» для удобства фокусировки есть только подслепованый микрорастр, пользоваться которым в потёмках просто невозможно.
Экспонометр
Очень здорово что «супер тэ-элка» оснащена именно TTL-экспонометром (собственно, буквы «TL» в названии камеры именно об этом — заобъективное измерение экспозиции при рабочем значении диафрагмы с приводом от репетира). В инструкции информации я не нашёл, но очевидно, что речь тут идёт о центровзвешенном экспозамере.
Что касается питания экспонометра, в русскоязычной инструкции указано:
Лично я далеко не спец по элементам питания, поэтому что это за ацкая батарейка, мне было непонятно совсем (то ли «Эр-ха 13», то ли «Пэ-икс 13»). Но вот в англоязычной версии инструкции вроде как написано: «Power source for the automatic exposure system is a Mallory Mercury Oxide Battery PX 625, PX 13, or a similar type, having a nominal voltage of 1.35 V.». В общем, как в итоге оказалось, ныне эту батарейку заменяет элемент V625U (он же PX625A, он же LR9, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора).
Как говорится, достаточно одной таблЭтки
Замер экспозиции осуществляется по нажатию кнопки репетира диафрагмы на передней панели камеры, так что батарейки должно хватить надолго (по инструкции одна батарейка может до 2-х лет служить). Касательно эргономики, добавлю, что расположение кнопки репетира диафрагмы весьма удобно сочетается с расположением кнопки спуска.
Конечно, стоит упомянуть о том, что стрелка экспонометра у данной «Практики» немного инерционная, так что зачастую, чтобы она окончательно остановилась в некотором не крайнем положении, нужно подождать 3-5 секунд — как правило, это совершенно не проблема.
Ну и маленький совет тем, кто решит купить себе подержанную камеру с питанием экспонометра от «таблеток» — обязательно проверьте состояние отсека элемента питания, т.к. часто бывает, что забытая в камере батарейка вытекает и в хлам разъедает контакты.
Установка вспышки
Снова вынужден отметить «гениальность» хвалёных немецких инженеров (прошлый раз с результатом работы этих альтернативно одарённых конструкторов я сталкивался при знакомстве с «Таксоной»), которые почему-то не оснастили камеру скобой для принадлежностей (холодный башмак стандартизирован в 1958 году ☝️), при том, что сихроконтактов на камере аж два — «F» и «X». После этого, «практиканты», судя по всему, очухались, и сделали эту скобу в виде навесного доп. оборудования, с установкой на окуляр камеры.
Типичный немецкий инженер за проектированием очередной фотокамеры
Я бы не хотел для установки фотовспышки на «Практику», сооружать безумный огород, вроде того, который мне пришлось городить в случае второй «Чайки» или упомянутой выше «Таксоны», поэтому, пришлось озадачиться поиском этой навесной скобы.
Теперь можно и вспышку установить
Впечатление от камеры
Ну что тут можно сказать, после всяких там шкальников и дальномерок, снимая зеркалкой (да ещё и оснащённой TTL-экспонометром) чувствуешь себя человеком 😊. Что касается конкретно «супер тэ-элки» — с одной стороны, жаль что у камеры нет автоспуска, но с другой — чем проще механизм, тем он надёжнее. А так, никаких нареканий в адрес данного аппарата у меня не возникло.
Вообще, что касается камеры «Praktica super TL», я заметил, что народ её частенько ругает (в основном за шторный затвор), но озвучивается это, как правило, в стиле, что мол у более поздних «Практик» ламельный затвор, есть выдержка 1/1000 сек, «горячий башмак», и т.п. То есть, можно понять, что камера сама по себе хоть и имеет некоторые недостатки, но всё же весьма неплоха, особенно если не сравнивать её с более поздними/дорогими моделями «Практик». Лично мне рабочая тушка «супер тэ-элки» в очень хорошем косметическом состоянии, досталась за сущие копейки (800 руб.), так что, при таком раскладе, ничего плохого про этот агрегат я не скажу. Ну, а 1/1000 сек лично я пользуюсь крайне редко, по крайней мере пока у меня нет полтинника f/1.7 под M42.
В плане получившихся фото: вроде как мало смысла их здесь приводить, ибо они скорее про объектив, а не про камеру, но всё таки несколько сканов приложу. Снимал на цветную негативную плёнку ISO 50. Во всех случаях, кроме снимков со вспышкой, экспозицию выставлял по экспонометру камеры. Все картинки кликабельны.
Объектив «Гелиос-44» 58мм. Выдержка что-то типа 1/8 - 1/4 сек., поэтому видна небольшая «шевелёнка»
Объектив «Зенитар» 16мм. Восход
Объектив «Гелиос-44» 58мм, вспышка. Автопортрет перед зеркалом
Объектив «Гелиос-44» 58мм, вспышка
Объектив «Гелиос-44» 58мм, вспышка
Объектив «Зенитар» 16мм. Мостик через замёрзшую речку
Объектив «Гелиос-44» 58мм. Семечки в птичьей кормушке
P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.
Читайте также:
Комментарии посетителей (18):
на авито продают тушку за 1200 р с неработающими выдержками от 1/15 и длиннее...взять, что ли?)
Полумир Б, я бы не стал брать частичнонерабочий. Лучше тогда рабочий Зенит ТТЛ за 500 руб поискать 😊.
у меня за полгода перебывало 4 Зенита - 2 Е, ЕТ, 11. На 11 только удалось две плёнки отснять, но недорабатывание шторки на 125, а иногда и на других выдержках - несколько напрягало.
TTL за 500 рабочий у нас, в Ленинграде, не встречался ни разу за год (
Ого! 😳 Может тогда 122-ой Зенит? Они посвежее должны быть. У меня их два и вроде как оба работают более-менее. Просто какой смысл брать Практику без долгих выдержек, при том что она уже видавшая виды, судя по всему 😜?
В результате приобрёл Зенит-11 со всеми работающими выдержками, с совсем не работающим экспонометром)
Повертел в руках, а плёнку не могу зарядить уже почти две недели...
Сверхширокоугольность получена накручиванием купленной за 600р китайской насадки "semi-fisheye" на гелиос 44м. Результат - шикарно ужасный. Ну, или, - ужасно шикарный)
Полумир Б, ну поздравляю с обновкой 😊.
А я вот тоже решил к пленке вернуться, и, последовательно от Зенитов, Практик, Порстов, чисто случайно пришел к Минольте! Небо и земля за сравнимые с Практикой деньги. Пошарившись по интернет- барахолкам надыбал шикарную х370 с косяком, который устранился за 15 минут с пивом. Потом была подарена вторая косячная (косяк затратил мое время, но я никогда в собственной жизни не ремонтировал фотики. Спецу- 10 минут с перекурами. Еще одна едет- по стоимости половины объектива с шикарным зумом (может подвох? но посмотрим) . Кто еще не оминольчен- посмотрите в эту сторону, не пожалеете точно! Отличные стекляшки продаются на каждом углк и стоят сущее копье. Например светосильный Роккор 135/2,8 обошелся в 5500 рэ. Советские стекляшки- через переходник. контролируемо вываливаются за бесконечность- но это может быть мой экземпляр такой. В общем- Минольты- шикарные аппаратики! (таки да, я в минольте не служу )))
nik-to, Минольтой я никогда не снимал, но знаю что зеркалки у них превосходные 😊. Единственное, всегда отталкивал их байонет. Переходники это конечно хорошо, но... В общем, с переходниками не те ощущения 😂😂😂. А Минольта с M42 не выпускала камеры случайно? Лень гуглить 😊.
Полумир Б,
а, если не секрет, конечно, Вы Зенит 11 купили почем? Предполагаю в районе трех тыр. При этом с Гелиосом 44 (//). Не говорю, что плохой объектив и плохой фотик. Лежит Зенит, правда Е, снимал на него и сравнить могу. Первую Минольту Х370 с широкоугольником купил дочке за 4 тыр. Мне сейчас едет Минольта 370n со светосильным зумом 28-70 за 5 тыр. Кайф от сравнения Зенита с Минольтой начинается с очень светлого видоискателя, фокусировки и расположения органов управления. Ей богу это стоит разницы в 2 тыр. между фотиками. А 5500 за которые я таки заплатил за светосильную стекляшку 135-ку, стоит хорошая советская стекляшка по имени Юпитер 73А. при этом у японки светосила на стоп выше. И таки про удовольствие от размахивания: разница в качестве экспозамера конце концов перерастает в накопительную стоимость недо/переэкспонированных кадров пленки, и тогда выгода от приобретения Зенита вместо Минольты становится сомнительной.. (разница в стоимости камер- стоимость даже не двух хороших пленок). И таки да, Минольта может снимать в режиме приоритета диафрагмы- вишней на торте. Ну и дизайн фотиков описываемых сравнивать трудно. Маленькая, легкая, после нее Порст- просто кирпич.
Lead Pepelats,
не встречал я объективов от Минольты М42, порылся в поисках. Стекла c байонетом SR,MS,MD по цене советского воз и маленькая тележка на том же авито. Так как у меня есть немножечко советских стекляшек- буду пробовать, а шо делать? ??? )))
И таки да, это еще я молчу про двухзонный экспозамер с компенсацией излишнего контраста, съемку с открытой диафрагмой до момента срабатывания затвора (не как прыгалка на Зените нажимаешь-затемняется-срабатывает, а контролируешь видоискатель до последнего), контрольную проверку экспозиции непосредственно перед срабатыванием затвора в районе шторки, ооочень плавный, контролируемый спуск.... и все это за разницу в стоимости полутора пленок )))
Ну что Вы)
Гелиос-44м у меня свой, многажды "перекрученный", ибо то моноклем становится, то геликоидом для совсем смешных линзоблоков.
А Зенит-11 (тушку) я купил за 400рублей.
и "прыгалка" мне, в общем, не очень нужна.
у нас разные цели немного)
а в остальном-да, согласен с тем, что Зенит тёмный, неудобный по хвату/спуску. И, главное, плёнка стоит, действительно, очень сопоставимо с ХОРОШИМ аппаратом.
👍
Мне кажется лучше взять фотоаппарат с байонетом Pentax K. Преимущество в том, что рабочий отрезок у объективов под байонеты M42 и Pentax K одинаковый, а следовательно можно пользоваться всем парком объективов под один или другой байонет без потери качества, светосилы и с фокусировкой на бесконечность. Переходник состоит по сути в накручивании "ушей" байонета Pentax K на M42. И как правило экспозамер таких фотоаппаратов правильно работает на обоих видах объективов (в отличии от Minolta).
Если сравнить Minolta с Зенитами, то я согласен, что Minolta полностью выигрывает. Даже из последних моделей таких как Зенит-KM Plus
проигрывает хотя бы тем, что работает только отбатареек и нету возможности выставить чувствительность пленки самому (только переклеивать DX код). Что создаёт неудобства если человек решит делать push или pull процесс.
Человек написал про преимущества фотоаппарата Minolta с байонетом Minolta MD, но есть некоторые НО. Далеко не все объективы Minolta дешевые и не так широко продаются. Для данных фотоаппаратах есть переходник на M42 без всяких линз и с фокусировкой на бесконечность и прочих искажений. Но экспонометр Minolta правильные показания будет давать только с байонетом Minolta MD. Вроде можно и не использовать другие объективы, тем более что Minolt(овские) хорошие объективы. Но вдруг захочется использовать объектив МТО500 или МТО1000. А может ещё чего экзотического, что у Minolta просто не выпускалось. Или что-то из очень старой оптики для фотоэкспериментов.
Синхронизация со вспышкой у Minolta на значении - 60. Это значит, что днём с такой выдержкой неудобно будет подсветить тени.
В добавок с моделей X-300 (или чуть на более ранних) и выше фирма Minolta перенесла производство в Китай и стала для удешевления продукции использовать дешёвые конденсаторы, за счёт чего модели более поздних версий служат намного меньше (электроника выходит из строя). На англоязычных сайтах это прямо как "болезнь" фотоаппаратов приписывают. А ремонт оценивают в стоимость нового аппарата.
https://www.photrio.com/forum/threads/minolta-x-700-500-300-700-570-370-recommendations-and-notes.203183/
А ещё до кучи просветление некоторых объективов Minolta не совсем обычное (неизвестно чем они там просветляли). А именно некоторые объективы фонят радиацией (не шутка). Например широкоугольные (все выпущенные объективы с параметрами 28mm F2.5 от Minolta радиоактивны). Пусть небольшим излучением, но накопительный эффек (а если у вас таких объективов несколько?) имеет место быть. С такими светосильными объективами вполне можно просветиться самому. Для справки (что бы такие отличить и выделить со всего модельного ряда) объективы Minolta которые имеют в названии такую пометку как "SI" радиоактивны.
https://minolta.su/minolta-mc-rokkor-si-28mm-f2-5-mc2/
В общем моё мнение, что лучше выбрать фотоаппарат с байонетом Pentax K. Так вы получите доступ к огромному количеству различных объективов и всё без всяких искажений и потери светосилы при использовании переходника на M42. Я понимаю восхищение фотоаппаратом Minolta у человека (сам пользовался фотоаппаратами Minolta XG-1, X-70(она же XG-M), X-300(она же X-370)). В таком случае если хочется с информативным отображением значений выдержек в видоискателе как у фотоаппаратов Minolta можно выбрать из таких: Pentax ME Super, Chinon CE-4 или CE-4s. На последнем даже значение диафрагмы отображаться будет (как в Minolta X-300n, X-700, X-70 и др.). И видоискатель светлый. И режим "авто" по приоритету диафрагмы есть.
Прошу прощения. Хочу дополнить свой отзыв выше. На Minolta MD через переходник можно использовать объективы M42 без всяких сопутствующих аберраций, искажений и т. п. с корректным замером экспозиции по внутреннему экспонометру аппарата. Про объективы других системы не скажу.
Lilk, по поводу байонета Pentax K и M42 полностью согласен с вами 😊. Именно поэтому после Зенита я перешёл именно на Пентакс (кстати, проводником в этом переходе послужил Зенит АПк, у которого был именно пентаксовский байонет К 👐).