Блог / Первая «Любовь негодяя» Андрея Князева (1995 год)
10 января 2025
У советского/российского рока (говнорока, если позволите) есть такая тема как «магнитоальбомы» — кустарнозаписанные, зачастую тупо в домашних условиях альбомы-поделки. На этом поприще отметились неверное все корифеи отечественного музыкального «андеграунда» 80-х: Юра-музыкант со своей квазигруппой, Кино, Крематорий, Алиса, Аукцион, Наутилус,... тыщи их. Даже андрюшина «Машина времени» имеет что-то подобное в своей дискографии. Ну и местного сумасшедшего конечно нужно упомянуть — Егорушка-дурачёк Летов со своим аудиоананизмом в извращённой форме. Эти записи могут нравится, а могут не нравятся, но при этом у них у всех есть по крайней мере одна замечательная черта — они, на сколько я понимаю, делались хоть и с огромными ограничениями по технической части, но зато практически без ограничений в плане выбора тем и содержания высказываний, т.к. никакому постороннему контролю и цензуре не подвергались. Ну и именно поэтому тут получается такая же ситуация как в известном указе Петра Великого: «... дурь каждого всем видна была», и это замечательно!
Мне вот недавно в руки попала книжка про всё это: Александр Кушнир «100 магнитоальбомов советского рока. 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи» (Москва, 1999) — читаю её и кое-что параллельно прослушиваю — погружаюсь в атмосферу, так сказать (конечно на сколько это возможно, вот в творчество Летова у меня погрузится при всех стараниях не получается, т.к. это реально как в чан с дерьмом нырять). Но об этом всём я бы написал отдельную заметку или даже несколько заметок, а сегодня хочу поговорить о магнитоальбоме который не попал в указанную книгу (он как минимум по году выхода не попадает в тему книги): «Любовь негодяя» Андрея Князева образца 1995-го года (или 1996-го?).
Треклист
1. Прыгну со скалы 4:04 2. Наблюдатель 5:23 3. Член 4:11 4. Ах, какую боль ты причинила мне... 3:34 5. Всадник 5:28 6. Сада забытых снов, сада покоя... 3:03 7. Забытые ботинки 3:18 8. Пожалуй этой ночью... 3:45 9. Ведьма и осел 3:24 10. Сосиска 3:11 11. Прерванная любовь или арбузная корка 3:08 12. Голые коки 3:07 13. Девушка и граф 4:44 14. Тяни 3:05 15. Лесные разбойники 4:35
Предтеча «Акустического альбома»?
При том что я фанат КиШ с первого альбома группы («Камнем по голове», 1996), а точнее с передачи «Белая полоса» которую я увидел на «5-ой кнопке», эта запись мне впервые попалась только года 3-4 назад. Ну и надо сказать, я и так-то не сомневался в талантах Князева, но тут я просто выпал в осадок (в хорошем смысле). Теперь я уже объективно оценил и окончательно убедился в том, что именно Князев сделал «Акустический альбом» КиШков (хоть я никогда и не сомневался в этом) — половина песен «Акустического альбома» считай пришли готовенькими из «Любви негодяя».
Запись
Что касается истории записи данного сольного альбома Князева, то в сети все перепечатывают друг у друга одно и то же:
<...> вариант записей был сделан в 1995-м у троюродного брата Андрея Князева (Дмитрия Смирнова — L.P.) на бобинный магнитофон. <...>
А так же, то, что мы и так можем прочесть на, как я понимаю, собственноручно нарисованной Князевым обложке компакт-кассеты:
Андрей Князев — ритм-гитара, соло-гитара, вокал
Дмитрий Смирнов — клавишные, бас-гитара
Виктория — вокал, визги. (затёрто)
Михаил Горшенёв — тупые советы.
Как вы наверное заметили, там не указано кто на ударных, но я достаточно быстро догадался почему — на записи мы слышим то ли драм-машину, то ли нечто состряпанное из семплов чего-то барабаноподобного.
Некоторые интересные комментарии Князева по поводу этой записи приводятся в книге Балунова «Король и Шут. Между Купчино и Ржевкой...» (Москва, АСТ, 2023), в частности:
<...> Далее у меня появилась моя первая игровая приставка ZX-Spectrum, которая загружала игры на телевизор через кассетный магнитофон. Сами игры были записаны на кассеты в виде дребезжащих звуков. Прогуглите в Интернете, если кому интересно, в каком средневековье мы жили, (смеётся) Среди игр я вдруг обнаружил свой первый музыкальный редактор, так стали появляться мои первые аранжировки.
Следующим этапом эволюции была квартира моего троюродного брата Дмитрия Смирнова, где мы вживую записывали мой материал на бобинный магнитофон. Эти машины писали звук очень хорошо. Я делал аранжировки на синтезаторе брата, и под его аккомпанемент брательник играл бас, а я бренчал на гитаре и пел. У меня была целая кассета таких аранжированных песен, и именно с них мы в свое время начали делать «Акустический альбом». Разумеется, многое надо было перелопачивать, но некоторые проигрыши были включены в конечные версии песен. <...>(стр. 130-131)
Что же, с барабанами вроде разобрались — они, видимо, действительно были сделаны посредством домашнего компьютера ZX-Spectrum, который в приведённой выше цитате Князев обозвал игровой приставкой. Кроме этого, в том же отрывке цитаты Князев утверждает, что запись сделана «вживую». Получается, что никаких дополнительных наложений при/после записи не делалось? Принимаем на веру? Ну и исходя из этого разумно предположить, что никакого «мультитрека» данной записи нет, а писалось всё сразу в моно. Или нет? Интересно.
Думаю, я не единственный человек, которому интересно как вообще была сделана эта запись: какие гитары, какие усилители (комбики?), как писали гитары — через микрофон или с предусилителя, как всё это дело микшировалось (налету?), на сколько дорожек всё это писалось — одну? две? промежуточное микширование? Сколько дней/недель заняла запись этого материала и подготовка к ней? Из комментария Князева можно понять, что он делал некую базовую запись ритма и синтезатора (кстати, возможно барабаны тоже с этого синтезатора были записаны), а гитара, бас и вокал писались под/на неё «вживую» (таки минимум два трека получается?). Интересно было бы послушать/почитать комментарии самого Андрея по этому поводу.
Та запись, что разошлась по сети (интересно кто и как её вообще оцифровал и слил в сеть — вряд ли сам Князев), не сказать что совсем уж плоха по качеству звука — слыхали вещи значительно хуже по качеству записи, но, полагаю, у Князева наверняка где-то припрятаны бобины с оригинальными записями! Вот бы послушать отремастирированный вариант!
Обложка
Гуляющий по сети скан обложки компакт-кассеты
Обложка выполнена в абсолютно князевском стиле, и вроде как с ней всё понятно, но всё же на парочку вопросов она меня натолкнула:
- Учитывая что обложка не типографская, а, как и положено самиздату, коим данный альбом и является, нечто нарисованное вручную, то разумно предположить, что размножалась она ксерокопированием. А если так, то возникает вопрос: оригинал обложки цветной? Или она изначально рисовалась в серых тонах в расчёте на маломальски адекватное копирование посредством ксерокса? Вдруг у Князева где-то припрятан цветной оригинал обложи! Интересно, правда?
- Почему на обложке нет трек-листа? То есть, тот трек лист что я привёл выше верный (канонический)? Или не очень? Вот, например, в «Старой книге» (АСТ, 2017) у Князева в «Любовь негодяя 1996» приведено заметно больше текстов (см. стр. 101-123), чем имеется в доступном нам варианте альбома. В частности, сюда отнесены: «Работяга», «Я разжигаю огонь», «Волшебная книга» — князевские демо-версии этих песен существуют — это факт, но они были сделаны позже? Непонятно и, опять таки, интересно.
Меня терзают смутные сомнения...
А засомневался я вот в чём. Вот, например, записанный на студии Михаила Кольчугина и выпущенный на компакт-кассетах в 1994-ом году альбом Короля и шута «Будь как дома, путник» я ещё во второй половине 90-х лично держал в руках — какая-никакая напечатанная типографским способом цветная обложка со списком песен и всё такое имелось. Ну и надо отметить, что эта запись, хоть она и не входит ныне в список номерных альбомов Короля и шута, таки докатилась от Питера до Москвы — это факт. Экземпляры таких кассет при желании и сейчас можно найти. А что же с первой «Любовью негодяя»? Она реально распространялась на компакт-кассетах? Или это Андрей просто оформил кассету со своими записями в стиле альбома, так сказать, для себя? Это действительно хорошая практика для художника-оформителя. Вопросы, вопросы...
Итого
Вот, хотел я разобраться с историей этой записи Андрея Князева, а в итоге больше вопросов нагенерил, чем ответов. Самого Князева расспросить бы. Мне почему-то кажется что Андрей как-то не жалует эту запись. А зря! Это же своего рода «капсула времени» в основании здания под названием «Король и шут». Снимок момента, который никогда не повторится.
P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.