Блог / Происхождение названия г. Струнино Владимирской обл. (выписка из книги «Великая Слобода» Л. С. Строганова)
29 мая 2023
В своё время я публиковал небольшую заметку касательно литературных источников по истории г. Струнино, и вот сегодня хочу ещё раз коснуться темы истории этого городка во Владимирской области.
Какому аспекту истории Струнино посвящена заметка понятно из её заглавия, так что сразу перейду к делу. Как видно из упомянутого мной выше моего же обзора литературы по истории г. Струнино, полновесных работ на эту тему опубликовано крайне мало. Низкий поклон краеведу Льву Сергеевичу Строганову за его книгу «Великая Слобода: Краеведческие исследования земли Александровской с древнейших времён до начала XVI в.» (Александров, 2001), в которой он максимально подробно (в рамках возможного) разобрал в том числе и интересующий нас вопрос. Дабы не толочь воду в ступе, просто приведу соответствующий фрагмент из указанного труда Льва Сергеевича:
В правовой громоте 1498 года, где судились братья Федька, Андрейка да Якуш Ивановы дети Струнина с посельским старостой Каринского и крестьянами этого села (Акт 18), открывается интереснейшая страница истории края. В споре у них была земля пустоши Горлышевской и деревни Федоровской, в которой жили братья. На суде они предъявили иск митрополиту и его крестьянам, что "покосили у нас пожни и луги Федоровские земли сильно". В доказательство они предъявили рядную грамоту, которую дал их дед отцу Ивану, где написано: "Се яз Федор Струна Сухерин дал, есмь своему зятю Ивану за своею дочерью за Оксеньею Зарецкое селище Федровское своее отчины, куда наш плуг ходил и коса, и топор…". Грамоту писал игумен Введенский Андрей (Акт 11). Братья Струнины и их знахари пошли и указали межу своей деревни Федоровской с митрополичьей землей села Каринского. "От речки Печуры", "дорогою Московскою", "до Семеновы земли Фомина сына Данилова" и "до Введенские земли до митрополичьи ж". Соперники братьев Струниных, посельский и крестьяне села Каринского повели судью иным путем, несколько северо-западнее "от Тимофеевой земли Микифорова" к речке Пекчуре.
"От речки Печкуры дорогою Московскую". Речка Печкура и дорога московская были межой, хотя и частично, для владений митрополита и братьев Струниных. Дорога вела от села Слободы через Каринское на Москву. Эта дорога в некоторых грамотах именуется Слободской, а в грамоте 1467 года Троице-Сергиеву монастырю великий князь Иван III называет ее "Большой Слободской дорогой". В годы опричнины дорога на Александрову Слободу даже в Москве называлась Слободской. (И.11, т.13, И.11, т.14). "До Семеновы земли Фомина сына Данилова". Эти земли находились к югу от Слободской дороги, где сегодня находятся село Ям, деревни Бухары и Данилково. "Введенские земли митрополичьи ж". Здесь указана территория Введенского митрополичьего монастыря. Игумен Введенский Андрей писал грамоту Федору Струне Сухерину (Акт 11). "От Тимофеевской земли Микифорова". Земли и вотчина Тимофея Микифорова сына Шаблыкина, который присутствовал на суде в качестве послуха и стоял в списке первым. Вероятно, Т. М. Шаблыкин был известным человеком и, возможно, был волостелем в Великой Слободе, где ему принадлежало сельцо Шаблыкино.
В писцовой книге начала XVI века имеется деревня Струнино, в ней пять дворов, где живут те же братья Федька, Андрейка и Якуш Ивановы дети Струнина (Акт 24). Судебное дело они проиграли и свою деревню Федоровское после этого переименовали в Струнино. В городе Струнино существует предание, из которого следует, что город назван в связи с древним методом охоты – "струнить зверя", применявшемся великими князьями во время "охотничьей потехи". (Л.27, стр.9). Эта народная этимология названия города не выдерживает никакой критики. Из древнейшего документа ясно, что Струнино, как и многие селения нашего края, получило название от прозвища, а затем фамилии владельцев. Федор Струна Сухерин имел прозвище "Струна", его же отец носил прозвище "Сухой", которое отражало фигуру того и другого, а именно они были высокие, сухие, как "струна".
На суде были люди: Тимофей Никифорович Шаблыкин, дворский слободской Максим Топорихин, Окиня Васильев и Онаш Губа. А у поля на суде присутствовали Алексей Иванович Наумов, Борис Головачев, Василий Никитич Титов и дворской слободской Максимко. Все это ближайшие владельцы и соседи Струниных и крестьяне села Каринского, которые участвовали в судебном разбирательстве. Шаблыкин владел сельцом Шаблыкиным, Наумов был владельцем деревни Наумово, а Максим Топорихин и его сын Максимко владельцы деревни Топориха. Титов, вороятно, владел деревней Столечниково, которую продал сокольнику Курману. (акт 24).
Строганов Л. С.
«Великая Слобода»
стр. 52 - 54
Dictum sapienti sat est (лат. Для умного сказано достаточно).
Специально для данной заметки, я отсканировал одну из трёх, представленных в книге «Великая Слобода» исторических карт Александровской Слободы и окрестных деревень (XV - начало XVI веков). Карты эти были реконструированы самим Строгановым, и это просто фантастика! Указанный скан карты найдёте в приложенных к заметке файлах.
Ну и в заключении, хочу сделать маленькое уточнение по книге «Великая Слобода». Дело в том, что в тексте Строганов сначала рассказывает про селение Федоровское на реке Малый Киржачстр. 29, 40 (это деревня, которая под тем же названием существует по сей день, южнее г. Киржача), а затем, чуть дальше по тексту, ведёт речь про деревню Федоровская, которая и была переименована в Струниностр. 43, 52-54, 136-137. Если читать книгу невнимательно, то можно легко запутаться — очень уж похожие названия у этих двух населённых пунктов. В общем, будьте внимательны 😉.
P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.