Свинцовый Пепелац

Блог / Э-эй, пуш-нем! — push-процесс на «полукадре»

3 августа 2021

Я уже о-о-очень много лет увлекаюсь плёночной фотографией, но за всё это время ни разу не пробовал Push-процесс при проявке плёнки. Учитывая тот факт, что одним из побочных явлений при пуше является увеличение зерна плёнки (!), мне показалось интересным попробовать Push-процесс именно на полукадре. Ну и чтобы не мелочиться, пусть это будет сразу Push +3. В таком случае, зарядив в камеру плёнку с ISO 100, я должен буду экспонировать её так, как будто снимаю на ISO 800. Жесть! Как я и обещал в своей прошлой заметке про полуформатную «Чайку», на это раз я зарядил в неё цветную плёнку (и у меня как раз завалялась цветная негативная Kodak ProFoto 100).

А эта плёнка ещё и XL — якобы там больше 36 кадров, так что на полукадре я ожидаю от неё порядка 80 кадров (в итоге по счётчику получилось 77 кадров).

При этом, конечно же, возникает проблема, связанная с тем, что затвор у «Чайки» не умеет отрезать выдержки короче 1/250 сек. Если учесть, что за окном лето, солнечные деньки, то становится очевидным, что при ISO 800 никакая 16-ая диафрагма от пересвета не спасёт. Это обстоятельство накладывает очевидные ограничения на съёмку. Решением этой проблемы может стать использование на объективе нейтрального фильтра, которым можно «отбить» экспозицию на несколько ступеней, и таким образом скомпенсировать пересвет. Установленный на «Чайке» объектив «Индустар-69» имеет резьбу под светофильтр M22.5×0.5. Светофильтров с такой резьбой у меня нет, но зато есть нейтральный светофильтр 4× от ЛОМО с диаметром резьбы M22. Голь на выдумки хитра, поэтому я приспособил этот светофильтр к объективу «Чайки» посредством сложенной в два слоя бумажки.

4× — означает что этот фильтр ослабляет проходящий через него поток света в 4 раза, то есть на 2 ступени. Весьма неплохо! Такой фильтр, по сути, превратит наше ISO 800 в «как бы ISO 200». Но понятно, что использовать этот фильтр имеет смысл только при ярком освещении, а при тусклом будем пользоваться всеми «прелестями» ISO 800 :)

Ну и перед тем, как перейти к рассмотрению результатов съёмки, считаю нужным подчеркнуть, что доснять плёнку без эксцессов мне помогло то, что я обхватил корпус камеры двумя канцелярскими резинками. В прошлой своей заметке о «Чайке» я уже рассказывал о крайней ненадёжности замка задней крышки данного аппарата, вот и в этот раз, от непреднамеренной засветки плёнки, в результате внезапного открытия этой самой крышки, меня спасли только эти страховочные резинки.

Говоря о результатах, сразу отмечу, что моё знакомство с Push-процессом прошло вполне удачно (хотя я и не особо сомневался в успехе), при этом зерно у плёнки действительно вылезло заметно больше обычного для сотки.

По части разрешающей способности, объектив «Чайки» весьма недурён, особенно учитывая малый размер кадра. На снимках сделанных с нейтральным фильтром в углах явно заметно небольшое виньетирование, очевидно связанное с попаданием в кадр оправы фильтра. Этот эффект придал изображению особый колорит.

Пара слов поводу условий съёмки. Почти все снимки на открытом воздухе сделаны с нейтральным фильтром 4× с выдержкой 1/250 сек и диафрагмой в пределах f/11 - f/16, т.к. была очень солнечная погода. Снимки в помещении прокомментирую отдельно.

Все картинки кликабельны!


Бюст А.С. Пушкина под пальмой — символично.


А вот В.И. Ленин в окружении пальм, как по мне, смотрится непривычно.

С фотографиями, приведёнными выше, особых проблем нет, а вот кадры, сделанные в сочинском зале органной и камерной музыки на выступлении джазового коллектива (с участием Константина Хазановича и Юрия Бердака), получились не очень хорошо — 8-сотка не спасла. Хотя, на самом деле, дело тут в том, насколько неравномерно на таких мероприятиях освещается сцена — подсвечиваются фигуры выступающих, а задний план и остальная сцена практически не подсвечиваются. Как итог, не хватает динамического диапазона плёнки. Также, на этих общих планах зерно 8-сотки предсказуемо «съело» все мелкие детали.


1/30 сек., f/4 - f/5.6


1/30 сек., f/4 - f/5.6, включена дополнительная подсветка сцены

После этой плёнки у меня окончательно сформировалось понимание того, что когда имеешь дело со столь зернистой плёнкой, следует отказаться от съёмки общих планов или пейзажей, в пользу более крупных планов предметов и людей (хотя, это и так очевидно). Интересно будет в будущем попробовать снять с таким зерном портрет по пояс или крупнее. При этом у меня сложилось впечатление, что установленный на «Чайке» объектив не особо подходит на роль портретника, хотя мне показалось что в этом плане он не столь безнадёжен как например «Индустар-24» на камере «Москва-5».

Подводя итог всего этого безобразия, скажу что из всех моих плёночных камер «Чайка-2» у меня остаётся самым востребованным аппаратом. Основные причины этому: большое количество кадров на одной плёнке, компактность камеры, её простота и неприхотливость. Посему, думаю что это не последняя заметка про этот агрегата :)


P.S. — Ceterum censeo Washington esse delendam.

Комментарии посетителей:

Пока нет ни одного комментария

Написать комментарий:


Максимальный размер файла загружаемого изображения 10 Мб