Свинцовый Пепелац

Ремонт диарепродукционной установки ДРУ-2

6 февраля 2014

Приобрёл диарепродукционную установку ДРУ-2, предназначенную для репродуцирования плёночных цветных и чёрно-белых диапозитивов или негативов. В оригинале предполагалось, что с установкой будет использоваться камера типа «Зенит» или «Практика», я же собираюсь «вкорячить» на неё свою Пентаксовскую цифрозеркалку.

При первом же включении выяснилось, что в моей ДРУ не работает встроенная вспышка - не загорается индикатор готовности, и, как результат, вспышка никак не реагирует на нажатие кнопки «Вспышка» (конечно же, при нажатой кнопке «Запуск»). Похоже, накопительный конденсатор не заряжается до уровня, необходимого для «поджига» газоразрядной лампы. Как известно, электролитические конденсаторы (конденсаторы именно такого типа используется во вспышках в качестве накопительного) со временем «высыхают» и, как следствие, теряют свою ёмкость. В документах на мою ДРУ указано, что она была продана в марте 1984 года, следовательно, на момент написания этой заметки ей, а, соответственно, и конденсатору, уже не менее 30 (!) лет.

Электрическая схема установки относительно проста и надёжна.

C1 К50-17 1000 мкФ +50%-10% 400 В
C2 МБМ 0,1 мкФ ±10% 500 В
R1 270 кОм 10 Вт
R2 470 кОм 0,5 Вт
R3 330 Ом 0,5 Вт
R4 2,7 МОм 0,5 Вт
R5 27 МОм 0,5 Вт
R6 3,3 кОм 2 Вт
Л1, Л2 Лампа ПШ220-1,5 Цоколь В 15 d/18
Л3 Лампа индикаторная ИНС-1
Л4 Лампа импульсная ИФК-120
Тр Трансформатор
П Колодка
Д1 КД209А
Кн1, Кн2, Кн3 Переключатель П2К
Г1, Г2 Гнездо
Ш1, Ш2 Штырь
Пр Предохранитель 1 А

Обычно, у столь старых вспышек самое слабое место (при условии, что не нарушена внутренняя коммутация устройства) именно пресловутый электролитический конденсатор (C1 на схеме), который, похоже, с годами потерял бóльшую часть своей номинальной ёмкости. Конечно, чтобы постараться исключить другие возможные причины неисправности, я вскрыл установку и внимательно осмотрел все платы и радиоэлементы - газоразрядная лампа в порядке, нет греющихся или явно сгоревших элементов, внутри устройства все чисто и аккуратно. Всё говорит о том, что прежний владелец не лазил внутрь установки.

На основании приведенных выше соображений и данных внутреннего визуального осмотра, принял логичное решение - попробовать заменить конденсатор K50-17 (1000 мкФ 400В). Вроде простая ситуация: иди в магазин, купи нужный конденсатор и впаяй его вместо старого. Но не тут-то было. Как оказалось K50-17 (или его аналоги) стоят порядка 1 - 1,5 килорублей, что гораздо больше той суммы, в которую мне обошлась сама ДРУ. Вполне естественно, я решил поискать решение подешевле. K50-17 относится к группе так называемых импульсных конденсаторов, рассчитанных на то, чтобы работать в режимах, предполагающих быстрый разряд на малое сопротивление (ситуация, фактически схожая с КЗ). Дело в том, что такой режим работы для электролитических конденсаторов является стрессовым, при котором происходит внутренний нагрев конденсатора, и даже возможен его выход из строя. Но, не смотря на риск, я решил попробовать заменить K50-17 на электролит общего назначения с таким же номиналом - 1000 мкФ 400 В. Конденсатор от Jamicon мне обошелся в 350 рублей. По габаритам он оказался приблизительно в два раза меньше старого конденсатора.

Выпаивая старый конденсатор, не забываем запомнить, какой провод припаян к плюсу, а какой к минусу (плюсовой провод обычно помечен узелком).

После того, как, соблюдая полярность, впаял новый конденсатор, пришло время проверки. Включаю в сеть, нажимаю кнопку «Запуск» и... индикатор заряда конденсатора загорелся оранжевым цветом! Нажимаю «Вспышка» и... «It's Alive!!!». Заработало! Да, дело действительно было в высохшем электролите. Наконец-то я могу поэкспериментировать с репродуцированием пленочных фотоснимков.

Если вас интересует руководство по эксплуатации от ДРУ-2, то вы можете найти его в прикрепленных к этой заметке файлах в формате PDF (отсканировано с моего экземпляра).

P.S. - В ДРУ, как, наверное, и во всех советских вспышках, используется газоразрядная лампа ИФК-120. Следует иметь в виду, что она уже снята с производства, но ее пока ещё продают «из остатков». Лично я прикупил пару штук прозапас (80 рублей за штуку).

P.P.S. - Спасибо VinSerg-у за специально для этой заметки начерченую электрическую принципиальную схему ДРУ-2. Отличная работа :)

Прикреплённые файлы:

    ДРУ-2 - Руководство по эксплуатации.pdf

    Диарепродукционная установка ДРУ-2 предназначена для репродуцирования (пересъёмки) цветных и чёрно-белых диапозитивов или негативов с помощью малоформатной фотокамеры типа «Зенит» или «Практика», имеющих стандартное крепление сменного объектива с резьбой M42х1. В зависимости от типа фотоматериала получают позитивное или негативное изображение репродуцируемого оригинала.
    Дата публикации: 5 февраля 2014
    Расширение: PDF
    Размер файла: 724.17 Кб
    Сканиваний: 285

Комментарии посетителей (85):

Игорь
17 марта 2014 11:40
Да, действительно без засветок.
Это 35 мм или 120 мм плёнка?
17 марта 2014 14:42
Это 35 мм плёнка.

Есть вопрос по поводу баланса цветов. Тот негатив, что я выложил, я снимал с автоматическим балансом белого, и цвета снимка получились отличающимися от цветов оригинала. Как быть с цветовым балансом? Какие параметры по части цветов выставлять на камере? Как вы, Игорь, поступаете?
Игорь
17 марта 2014 14:54
Баланс выставляю по незасвеченным (пустым) участкам вначале плёнки. Если таковых не осталось, то пипеткой RAW конвертера по межкадровому пространству.
Кстати, попробовал в качестве компенсирующего фильтра кусок синей синтетической кальки (покупал в канцтоварах). Получился немного перебор, температура ушла в 7150К, при желаемой 5500К.

Но всё же лучше, чем без неё. Все цвета после конвертации соответствовали действительным
17 марта 2014 16:37
Не понял по поводу синей кальки - вы ведь с фильтрами переснимали вроде? Результат с фильтрами не устроил?
Игорь
17 марта 2014 16:50
Да, фильтры купил позже.
С ними у меня сейчас температура 5300-5400К
А до них пробовал кальку.
После сравнил результаты при конвертации и особой разницы в точности цвета не заметил.
Главное, убавить красный канал и загнать баланс белого поближе к 5500.
А чем этого достичь, подручными средствами или специальными, дело каждого.
Андрей
30 декабря 2014 16:29
здравствуйте, ребята. я тут набирался опыта, т. к. у меня тоже есть дру-2 и я планирую переснять свои старые плёнки. куда вы пропали?
30 декабря 2014 16:58
Да никто, собсно, и не пропадал :)
Набираетесь опыта - это хорошо. Хвастайтесь результатами пересъёмки - обсудим. Будут вопросы - спрашивайте, может кто-нибудь поможет советом.
Так или иначе, тема жива :)
Андрей
30 декабря 2014 17:15
мне осталось немного: приобрести АТ-2 и светофильтры. потом начну. а что это "дата шит современных плёнок Kodak и Fuji" где его искать и с чем его едят? спасибо
31 декабря 2014 20:11
С АТ-2 ДРУ действительно использовать удобно. Я АТ-шкой в своё время тоже обзавёлся, тем более что у меня ещё и старая Metz-овская вспышка имеется, теперь и её могу на свою цифрозеркалку ставить. Фильтры я тоже приобрёл, но так и не попробовал до сих пор.

По поводу DATASHEET похоже вот:
  - Kodak -> https://www.google.ru/?gws_rd=ssl#newwindow=1&q=kodak+film+datasheet
  - Fuji -> https://www.google.ru/?gws_rd=ssl#newwindow=1&q=fujifilm+datasheet

Те PDF-ки, которые выдаёт Google, похоже и есть "дата шит" - параметры конкретной плёнки.
9 января 2015 12:57
Вот такую АТ-шку купил год назад в поиск-фото.
9 января 2015 12:59
И вот такой набор фильтров 9x9 (33 шт).
Коробка...
9 января 2015 12:59
Фильтры...
9 января 2015 13:02
Этикетка на коробке...
Андрій
25 января 2015 00:14
Привет. вот и я приобрел светофильтры корректирующие (СССР) 9х9 32 в коробке и ат-2. немножко боязно подключать её к фотоаппарату (у меня НИКОН 5100). её можно как-то проверить? спасибо
Игорь
25 января 2015 11:27
Не переживайте, все получиться
Андрій
29 января 2015 01:30
здравствуйте, Игорь. как вы определяете цветовую температуру? и ещё, я так понимаю, снимать надо в RAW, а ББ - вспышка? спасибо
Игорь
29 января 2015 16:48
Добрый день, Андрей.
Снимать действительно необходимо в RAW, а температура выставляется в режиме PRE (так например этот режим называется на Nikon) по пустому кадру на плёнке. В инструкции к вашей зеркалке скорее всего есть пункт "Установка баланса белого по серой карте или белому листу".
Так вот, делаете снимок пустого кадра со вспышкой и больше баланс белого для этого типа плёнки не меняете.
Если потом будете снимать другую марку плёнки, то выставляйте заново.
Всё это актуально конечно с условием примененя голубого фильтра для вычитания оранжевой маски плёнки
Для ч/б вообще заморачиваться не нужно. Ставите на фотике 5500К (или "Солнышко") и где-то +- в этой температуре ваша вспышка и пыхает.
Андрій
30 января 2015 00:20
точно, как я мог забыть. ББ по пре!!!!!! сегодня просто попробовал сам процесс. итак, камера никон 5100, линза вега 11у, диафрагма 5,6, режим рав. в лоток для светофильтров вставил 1 из 2-х кусков плотного ватмана (остались от прежнего владельца), т. к. снимок получался просто белым (мощная фспышка!). вот что получилось. перевел в джпег. снимок негатива и, просто, его инверсия в фотошопе. попробую с синим фильтром. какой плотности он должен быть? спасибо Игорь.
ПС. где можно почитать, как обрабатывть негативы в ФШ? спасибо
Андрій
30 января 2015 00:25
не цепляются картинки, скинул на хост.
http://hostingkartinok.com/show-image.php?id=ffdaf306de162b2112589fca542e3388
http://hostingkartinok.com/show-image.php?id=7f7726029d15f903d85dfb0dd3657662
Игорь
30 января 2015 00:47
У вас тут явный недосвет. Попробуйте убрать один из ватманов, чтобы гистограмма снимка была близка к пересвету. У меня вместо ватмана стоит синий фильтр. Он и съедает лишнюю мощность вспышки. Потом инверсия и нажимайте кнопку Авто в инструменте Уровни (Levels). Если автомат выбрал не наилучшие параметры, вы можете их подрегулировать, нажав кнопку Параметры (Settings), и выбрав наиболее подходящий тип расчета: там их всего 4. Самые удачные для цветных пленок две средние установки. А верхняя и нижняя - для ч/б.
Вот и все )
Успехов вам