Свинцовый пепелац

Съемка на фотобумагу камерой Фотокор-1

10 мая 2017

Еще будучи детьми, мы с братом нашли в деревне у деда старый облицованный чёрным дерматином футляр, внутри которого оказалась древняя складная фотокамера и несколько кассет для фото-пластин к ней.

В нашем детстве все фотоаппараты снимали на 35-ти миллиметровую перфорированную плёнку, а тут такой монстр с мехами и кассетами под стеклянные пластины. Подобные камеры мы с братом видели только в кино (про Шерлока Холмса например). На ремешке камеры было выдавлено: «Фотокор-1» - по сути это всё что мы тогда смогли об этой камере выяснить.

В дальнейшем наши с братом руки неоднократно добирались до этого агрегата, и сейчас мне даже кажется удивительным что мы не отвинтили ему тогда голову, и камера дожила до сегодняшнего дня во вполне работоспособном состоянии, хотя мне впоследствии и пришлось её немного привести в порядок, почистив следы окисла на алюминиевом корпусе и подклеив местами отклеившиеся меха и дерматин.

Фотокор-1 - первый крупносерийный советский фотоаппарат, снимающий на стеклянные фотопластины формата 9x12 см. Фотокор был разработан в СССР в конце 20-х годов, и серийно выпускался с 1930 по 1941 год. За этот период было выпущено более 1 млн. экземпляров. В сети нашёл информацию, что серийный выпуск Фотокора с объективом ГОМЗ (как раз как в моём случае) был налажен только к концу 1933 г., а до этого на него устанавливали заморские объективы.

Год выпуска дедовского экземпляра выяснить не удалось потому, что документов от него я не нашёл, а как узнать год выпуска по серийному номеру выбитому на камере или объективе мне не ведомо, хотя, что-то мне подсказывает, что аппарат с такими номерами деталей вряд ли принадлежит к ранним выпускам.

Весь процесс съёмки этим фотоаппаратом вполне доходчиво описан на википедии, поэтому не буду его тут особо описывать, хотя, для наглядности, видео процесса съёмки ниже запостил.

Ещё в время учёбы в университете, я, как-то раз, собрался и купил упаковку листовой фотоплёнки формата 9x12 см (64 ISO, если память мне не изменяет). В результате имел удовольствие снять несколько кадров этим аппаратом, хотя энтузиазм быстро поугас, из-за того, что кассеты нещадно «подсвечивали» плёнку, потому что они, как оказалось, немного деформированы и между кассетой и шибером, в некоторых местах, возникают небольшие щёлки, через которые внутрь кассеты попадает свет. Но пара кадров получилась просто отлично, и эти негативы у меня хранятся до сих пор.

И вот, много лет спустя, я снова решил помучить Фотокор, но на этот раз не заморачиваться с плёнкой, а попробовать снимать на фотобумагу (!). В чём выгода? Фотобумагу проще купить (хотя и это оказалось в наши дни сложновато) и с ней удобнее работать, потому что все работы по её зарядке в кассету и проявке можно проводить при красном фонаре, а не в полной темноте как в случае фотоплёнки. А минусы? Против фотоплёнки фотобумага имеет гораздо меньшую чувствительность, что заставляет увеличивать время экспозиции и больше открывать диафрагму. Так же, нужно иметь ввиду, что фотобумага не чувствительна к красному участку спектра, благодаря чему, собственно, с ней можно работать при красном фонаре.

Итак, чтобы попытаться хотя бы приблизительно оценить какую выставлять экспозицию при съёмке на фотобумагу (хотя бы для первого пристрелочного снимка), нужно выяснить какую она имеет чувствительность в единицах ISO. В сети на нескольких форумах нашёл информацию что чувствительность фотобумаги «единицы ISO». Ну «единицы» это от 1 до 9, значит берём середину - 5 единиц. Получается, что замерив экспозицию, например, для 100 ISO, её нужно будет увеличить на 4 1/4 ступени. Это означает, что если для ISO 100 при некоторой апертуре требуется выдержка 1/60 сек., то для 5 ISO мне нужно будет увеличить её примерно до 1/2 - 1/4 сек. (ну при условии что диафрагма остаётся неизменной). Дополнительная сложность состоит в том, что у Фотокора с ГОМЗовским затвором очень туго с выдержками - их у него всего три фиксированные (1/25, 1/50, 1/100 сек.), «К» (на современных камерах «bulb») и «Д» (наверное от слова «длительная»). Нужно иметь ввиду, что отсечь выдержку 1/2 секунды и дольше в ручном режиме я могу, а вот с более короткими выдержками, с теми значениями, которых нет среди имеющихся на затворе, возникает проблема. Ну что ж, придётся компенсировать это диафрагмой, хотя в идеале я хотел бы поснимать при полностью открытой диафрагме (f/4.5), так как мне очень нравится боке которое при этом на Фотокоре получается. Так или иначе, это только теоретические прикидки, и что к чему будет ясно только после первых пробных снимков. И ещё встаёт вопрос о том какую фотобумага допускает погрешность в определении экспозиции (почему-то мне думается, что бумага в этом смысле менее привередливая чем плёнка, хотя возможно что я заблуждаюсь). Короче, «война план покажет».

И вот, перед очередными майскими праздниками я купил пачку фотобумаги (25 листов формата 10x15 см.), порошок для приготовления проявителя и бутылку фиксажа. Ванночки и фонарь (жёлто-зелёный) имеются, так что для проведения съёмки всё готово.

Кассеты у Фотокора не приспособлены для зарядки в них листовых фотоматериалов, но это можно легко обойти, если вставить в кассету оригинальную фотопластину (благо у меня есть несколько штук), и размещать фотобумагу прямо поверх неё, подсунув уголками под фиксаторы, имеющиеся на кассете. Так же следует обратить внимание на то, что у Фотокора гнездо для установки на штатив имеет резьбу 3/8 дюйма, поэтому для использования этой камеры с современным штативом пришлось обзавестись переходником с 3/8 дюйма на 1/4 дюйма.

Без штатива этой камерой пользоваться сложновато, а при съёмке на фотобумагу наверное вообще невозможно.

Лабораторию для зарядки фотобумаги в кассеты и проявки готовых снимков оборудовал в парилке бани (темно и удобно).

Далее привожу получившиеся снимки с комментариями, но сначала следует сделать некоторые пояснения. Случилось так, что съёмку пришлось проводить в пасмурный день (причём моросил дождь). Все снимки принципиально делал на полностью открытой диафрагме (f/4.5). Съёмка производилась на контрастную фотобумагу. Для облегчения оценки результатов, приведённые ниже снимки были обращены (переведены из негатива в позитив) и зеркально отображены относительно исходных негативов. Так же на итоговых снимках немного подправил уровни, чтобы немного скомпенсировать ошибки при определении экспозиции. Оригинальные же снимки выглядят следующим образом.

Итак, самый первый кадр. Выдержка около двух секунд.

Снимок на открытом воздухе. Дубль 1. Выдержка около половины секунды. Немного недодержано.

Дубль 2. Выдержка около полутора-двух секунд. На этот раз немного передержано, но это я подправил уровнями при обработке снимка в фотошопе.

При съёмке было несколько бракованных кадров: то забыл закрыть затвор после наведения на фокус прежде чем вытащить шибер, то при опускании шибера после снимка замяло бумагу. При съёмке в помещении даже с выдержкой в четыре секунды получил белый лист бумаги (фото темноты).

Как обещал выше, видео, иллюстрирующее процесс съёмки Фотокором.

Наводка на резкость по матовому стеклу

Ниже привожу результаты пары дублей сделанных во время съёмки демонстрационного видео. Первый с выдержкой 3 сек. - жуткий «пересвет».

Второй с выдержкой приблизительно 1/2 сек. - вполне приемлемо.

Таковы результаты первого опыта съёмки Фотокором на фотобумагу. В дальнейшем планирую развить эту тему.

Комментарии посетителей

Аноним (Гость)
10 мая 2017 / 10:11
#1 (186)
ат молодца!!! воскресил старика!!!
тёплое фото, смотрится совсем по другому среди уже привычных цифровых
Lead Pepelats
10 мая 2017 / 17:07
#2 (187)
При съёмке фотокором нужно быть предельно собранным :)
см. фрагмент неудачного дубля https://youtu.be/IVOtIED9NRs
Аноним (Гость)
10 мая 2017 / 18:17
#3 (188)
Первый кадр ваще огонь.
Аффтар жжот

Написать комментарий

Имя:
e-mail
(НЕ обязателен, НЕ публикуется на сайте):
Сообщение:
Прикрепить изображение (не более 5 Мб):